Прощай, Родина?

<p><strong>Порт Мурманск &mdash; проклятье для яхтсмена. Такой неутешительный вывод делают туристы, попытавшиеся хоть раз войти в Кольский залив. На днях у нас стояла знаменитая яхта &laquo;Петр Первый&raquo;, ни один житель города не смог к ней приблизиться. Место, которое отвели покорителям Арктики &mdash; угольные причалы. Сейчас яхтсмены ушли на зимовку в Норвегию, мы провожали их до Киркенеса, и в этом коротком путешествии по Баренцеву морю успели поговорить о проблемах яхтинга в России и в Мурманске в частности </strong></p>

Порт Мурманск — проклятье для яхтсмена. Такой неутешительный вывод делают туристы, попытавшиеся хоть раз войти в Кольский залив. На днях у нас стояла знаменитая яхта «Петр Первый», ни один житель города не смог к ней приблизиться. Место, которое отвели покорителям Арктики — угольные причалы. Сейчас яхтсмены ушли на зимовку в Норвегию, мы провожали их до Киркенеса, и в этом коротком путешествии по Баренцеву морю успели поговорить о проблемах яхтинга в России и в Мурманске в частности.

Мы отходим от причала. Вся команда яхты «Петр Первый» — капитан, матрос и двое мурманских яхтсменов. Проблемы начинаются уже с первых минут. Уведомление капитана на выход из залива заблудилось в инстанциях.

Эта ситуация не исключение из правил. Десять должностных лиц отслеживают движение яхты — стоит отклониться на 100 метров в право/влево — сыпятся вопросы. Наличие паруса и движение по ветру пограничников не волнует.

Иностранцы на русскую систему в Мурманском порту, смотрят, как на дикую древность. Для именитых русских яхтсменов это вовсе унизительно. Яхта «Петр Первый» финишировала в столице Заполярья после арктической гонки «80 параллель». Они забрались севернее земли Франца-Иосифа, куда ни одна яхта до них не добралась. В 2010 году команда установила мировой рекорд, совершив кругосветную экспедицию вокруг Арктики. В любой стране Европы они желанные гости, им открыты все порты, в том числе и России, и лишь в Мурманске яхтсменов никто не встретил. Стояла яхта на угольных причалах, куда мурманчанам вход заказан.

Команда ставит паруса. На борту начинается обычная размеренная жизнь — с палубы нужно смыть угольную пыль, приготовить обед на всю команду. Четыре часа идти по заливу, и все эти часы капитан яхты «Петр Первый» Даниил Гаврилов на телефоне. После согласований нужны пересогласования в какой точке яхта будет пересекать границу.

Вячеслав Мальцев то и дело становится к штурвалу. Он известный яхтсмен Мурманской области, возглавляет яхт-клуб. Сам участвовал в кругосветных регатах, и знает, что думают владельцы яхт про порт Мурманск. Если в двух словах — от греха подальше.

Недавно принятый закон лоялен к туристам, он вводит послабления для иностранных яхт, желающих попасть во внутренние воды нашей страны. Маршрут Европа — Беломор канал — Архангельск — Соловки — Мурманск — Европа может иметь большую популярность. Да в общем-то, в Санкт-Петербург, Архангельск и так заходят десятки и десятки яхт. И лишь в одном городе маршрут заходит в тупик. Яхтам даже негде стоять.

Так что в 21 веке если какой город и можно назвать мачтовым, то не российский Мурманск, а норвежский Киркенес. Утром мы причаливаем, представители порта показывают место у причала, потом спрашивают чем помочь. Экипаж собирается пополнить запасы, отдохнуть и двинуться дальше — на зимовку в южные порты Норвегии. Выбирая между незамерзающим Кольским заливом и незамерзающим Тромсе — выбор яхтсменов не в пользу России.

Новости наших партнёров

X