Мурманск
I
-9 °C

Живое слово Ивана Меркурьева

Иван Севастьянович Меркурьев – человек, который собирал слова. И слова непростые. Не было на Кольской земле ученого, который лучше него разбирался в поморском фольклоре и диалектах. В процессе многолетней работы Иван Меркурьев исследовал 22 посел
06.09.2012, 09:20
29

Иван Севастьянович Меркурьев – человек, который собирал слова. И слова непростые. Не было на Кольской земле ученого, который лучше него разбирался в поморском фольклоре и диалектах. В процессе многолетней работы Иван Меркурьев исследовал 22 поселения Мурманской области и собрал богатейший материал, посвященный языку и культуре Кольских поморов. Двадцать лет он заведовал кафедрой русского языка Мурманского пединститута, после 75-го года работал в ленинградских вузах.

Анастасия Безвесельная, студентка МГГУ: «Иван Севастьянович – человек, который очень много сделал, чтобы сохранить в памяти потомков говоры именно поморов Кольского края».

Кристина Подгорная, студентка МГГУ: «Для нас, несомненно, ценностью является словарь Ивана Меркурьева «Живая речь Кольских поморов». В нем содержится около 5 тысяч поморских слов, которые не содержатся даже в словаре Даля». 

Людмиле Львовне Ивановой, доценту кафедры русского языка и литературы МГГУ, довелось учиться у Меркурьева. Тогда о бескомпромиссном преподавателе старославянского языка ходили легенды. Первокурсники его побаивались, но не уважать этого человека было нельзя.

Людмила Иванова, доцент кафедры русского языка и литературы МГГУ: «Надо сказать, что он свою репутацию строгости всегда поддерживал. Он держал всегда железной хваткой аудиторию, своей харизмой. Потому что харизма была совершенная. Он был такой человек, внешне похожий на артиста Евгения Леонова: маленький, кругленький, лысенький, обаятельный, живчик такой».

На лекциях студентам разрешалось писать только ручкой с красивым пером, шариковые «бревна» отправлялись в мусорное ведро. На семинарах Иван Севастьянович расслабляться не позволял. Людмила Львовна признается, что до сих пор боится написать на доске что-нибудь не то.

Людмила Иванова, доцент кафедры русского языка и литературы МГГУ: «Он вызывал примерно так: «К доске пойдет Иванова! Вот она идет к доске. Вот я по глазам вижу, уже ничего не знает. По глазам вижу, ничего не знает. Вот мел берет и уже ничего не знает. Так пишет, пишет. Ну, колышек, ну колышек».

В вузовкой аудитории — строгий и бескомпромиссный, в экспедициях — открытый и живой. Он рассказывал байки, любил поговорить по душам. Все, кто вместе с ним отправлялся изучать Кольский край, возвращались в полном восторге. Нынешние студенты уверены, что поморский язык, которому Иван Севастьянович посвятил свою жизнь, интересен и сейчас. Его труды изучают до сих пор, ведь на их основе можно делать новые открытия.