«Лепсе»: последний поход

<p><strong>Ядерное судно &laquo;Лепсе&raquo; отправилось в свое последнее плавание. Сегодня рано утром оно покинуло причалы предприятия &laquo;Атомфлот&raquo;, около которых провело последние десятилетия, и на буксире его потащили на судоремонтный завод &laquo;Нерпа&raquo; </strong></p>

Ядерное судно «Лепсе» отправилось в свое последнее плавание. Сегодня рано утром оно покинуло причалы предприятия «Атомфлот», около которых провело последние десятилетия, и на буксире его потащили на судоремонтный завод «Нерпа».

Этого события ждали 18 лет. Потенциально опасное для всего живого судно. Хранилище отработавшего ядерного топлива в пределах городской черты. Экологи из года в год говорили об опасности такого соседства с Мурманском, даже атомфлотовцы понимали, насколько сложно сдерживать радиацию в хрупком корпусе старого теплохода.

Андрей Абрамов, начальник управления спецпроизводством предприятия «Атомфлот»: «Тяжесть обслуживания, естественно, заключается, в первую очередь, в той радиационной опасности, которую представляет это судно, потому что любое посещение, даже с контрольными функциями хранилища отработавшего ядерного топлива, дает большие дозовые нагрузки на персонал. Ну, и, естественно само судно достаточно старое, в 61 году, когда оно стало судном технологического атомного обслуживания, оно уже было не новое».

«Лепсе» неспешно отваливает от пирса, за 2 десятилетия экологи, власти Норвегии и России, а также руководство «Атомфлота» перебрали множество вариантов, как же утилизировать старое радиоактивное топливо.

Фредрик Хауге, президент международного экологического объединения «Беллона»: «Когда я только первый раз приехал в Россию и побывал на «Атомфлоте» 20 лет назад, мы обсуждали «Лепсе», и на тот момент было 2 альтернативы. Как нам предложили — либо отбуксировать «Лепсе» и похоронить его в условиях вечной мерзлоты на Новой Земле, или утилизировать его, но по тогдашним технологиям тогда пришлось бы облучить людей 5000 человек годовой дозой радиации. Нам не понравилась ни одна альтернатива. Пусть прошло 20 лет, но сегодня мы сможем безопасно утилизировать судно».

Конечный пункт похода – судоремонтный завод «Нерпа». Для утилизации «Лепсе» это предприятие выбрали не случайно.

Сергей Жаворонкин, секретарь общественного совета при Росатоме: «Это все же подальше от такого города, как Мурманск, население Снежногорска значительно меньше, но это не значит, что мы рискуем жителями Снежногорска, это не так. Проект прошел общественную экологическую экспертизу и общественные слушания».

Сегодняшний поход «Лепсе» – первый этап большого проекта, которому суждено длиться еще не один год.

Андрей Золотков, руководитель организации «Беллона-Мурманск»
: «Вопрос будет стоять  по «Лепсе» еще несколько лет, потому что переход от Мурманска до «Нерпы» — это очень маленький промежуточек, это несколько часов, а работа будет продолжаться несколько лет».

Первым делом утилизируют верхнюю надстройку – это самый простой этап. Затем «Лепсе» переместят на берег, и корпус судна распилят «на иголки».

Архив новостей

Новости наших партнёров

X