Дорога или национальный парк?

<p><strong>Экологи ополчились против строительства дороги через Умбозерский перевал в Хибинах </strong></p>

Экологи ополчились против строительства дороги через Умбозерский перевал в Хибинах. Они считают, что магистраль, которая свяжет рудник Партомчорр и обогатительную фабрику «Олений ручей», нанесет непоправимый вред будущему национальному парку. Даже лозунг придумали «Дорога - смерть Хибинам». Пойти на компромисс им предлагают и бизнесмены, и региональное правительство. Пути решения проблемы есть, но пока диалога не получается. Анастасия Рябых разбиралась в сути противостояния.

Открытый карьер, в котором добывают апатит-нефелиновую руду, обогатительная фабрика, перевалочный терминал. Это ГОК «Олений ручей». Самая большая стройка в Мурманской области, общей площадью почти 220 гектаров. За два года пустырь в предгорьях Хибин превратился в автономный промышленный объект. Стройка - под пристальным взором экологов. Дабы не навредить живому, здесь, к примеру, внедряют систему хранения отходов. Так называемых «хвостов» или пустой породы.

Михаил Гусев, директор кировского филиала Северо-западной фосфорной компании ЗФК:
«Хвосты будут в желеобразном состоянии. С тем, чтобы не было больших пляжей, которые пылят на второй фабрике. Это бич Апатит. Когда ветер - пылят хвосты».

Первую очередь ГОКа запустили ещё в конце июля. В торжественной обстановке. Именно тогда заговорили о том, что «Олений ручей» и национальный парк «Хибины», который в скором времени предполагают создать, могут стать примером успешного сосуществования. И тут же разгорелись споры между бизнесменами и экологами. Камень преткновения - дорога к руднику в сердце гор - Партомчорру. Чтобы не строить еще одну фабрику в Хибинах, предприятие приняло решение сырье вывозить в «Олений ручей». Хотя это ей экономически совсем не выгодно.

Сергей Агарков, министр экономического развития Мурманской области: «СЗФК идёт на беспрецедентные, как мне кажется, с точки зрения экономической рентабельности меры, которые значительно удорожают данное производство. Это подземная добыча, это отказались от строительства обогатительной фабрики непосредственно на месторождении Партомчорр, что было бы, как вы понимаете экономически гораздо более эффективно и выгодно».

Зато с точки зрения экономической выгоды, комбинат подошёл к выбору дороги. Из четырёх существующих вариантов, дорога через Умбозерский перевал - самая короткая. 42 километра. Она по всем параметрам устраивает предприятие и не устраивает экологов. Именно Умбозерский перевал, по их мнению, должен стать особо охраняемым ядром будущего национального парка.

Татьяна Баева, представитель Всемирного фонда дикой природы: «Вариант строительства дороги через Умбозерский перевал совершенно недопустим, потому что национальный парк, который планируется создать там, должен соответствовать двум условиям: он должен охранять редкие виды и способствовать развитию природного туризма».

По заверению экологов на территории, по которой может пройти дорога, растет 10 видов краснокнижных растений. Но вместо того, чтобы приводить аргументы и искать компромиссы, общественники просто вышли из состава рабочей группы.

Алексей Смирнов, заместитель председателя комитета промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области: «Нужно находится всегда в диалоге, надо аргументировать свои позиции не лозунгами «Дорога - смерть Хибинам». А почему это смерть? Вы объясните, что дорога это смерть. Дорога существует 50 лет. По ней проходят туристические маршруты. Она приобретёт несколько иной вид, если она будет принята. Я хочу договориться. Потому что решение вопроса о строительстве по этому маршруту ещё не принято. Сегодня только инженерно-экологические изыскания идут».

Изыскания эти как раз направлены на поиск краснокнижных растений, на то, чтобы понять, как может повлиять строительство дороги на судьбу национального парка. Несмотря на практически революционные лозунги экологов, комитет намерен диалог продолжать.

Алексей Смирнов, заместитель председателя комитета промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области: «Любое действие, которое будет производится в отношении этого проекта, оно всё равно будет согласовано с представителями общественных организаций. Мы по прежнему будем приглашать их на совещания, советоваться с ними».

Вопрос с дорогой нужно закрыть к июню 2013 года. Так прописано в документах. А возвращаясь к разговору об экономической выгоде, нелишним будет напомнить, что производство - один из основных факторов развития региона. ГОК будет пополнять казну немалыми суммами.

Сергей Агарков, министр экономического развития Мурманской области: «Миллиард восемьсот - потенциал поступлений стабильных в областной бюджет, 800-900 человек рабочих мест - это те параметры, которые реально сегодня существуют и которые мы можем обсуждать. Что касается туристического потенциала - данные расплывчатые. Если выйти на сопоставимые налоговые поступления, это должно быть не менее миллиона человек, ежегодно проходящих через национальный парк. А это уже 2700 человек ежедневного нахождения на территории национального парка».

Ещё не известно, кто причинит будущему парку больший ущерб - три тысячи приезжих туристов, которые будут бродить по Хибинам, жечь костры, ставить палатки, оставляя за собой горы мусора. И не принося Мурманской области никакой пользы. Или дорога и новое современное производство, строительство которого не даёт спокойно спать экологам и общественникам.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X