Самое большое культурное событие для северных стран - фестиваль Баренц-спектакль в Киркенесе.
На всех площадках, начиная с концертных залов, и заканчивая улицами, и даже бомбоубежищем идут различные представления. Город не спит в прямом смысле - почти все представления начинаются поздно вечером и продолжаются глубоко за полночь. Наша съёмочная группа также работает с утра до поздней ночи, хотя утверждает, что получает от этого удовольствие. Слово Наталье Соловьёвой.
В норвежском Киркенесе -28. Вы до сих пор думаете, что только русских, которые едят в такую погоду мороженное, называют сумасшедшими? Тогда я расскажу, откуда у меня мороженое.
Чудака зовут Кьетиль Берге. Он приехал в Киркенес из Лондона, фургончик мороженщика купил на eBay. Позади четыре страны и около тонны эскимо, отданные щедрой рукой.
Кьетиль Берге, художник (Норвегия): «Мне очень часто говорили, что ничего бесплатного не бывает, разве, что сыр в мышеловке. Надо разрушать мифы!»
Путешествие художника можно назвать абсурдным - в мороз, на Север, да еще и с мороженным. Свое мороженное он менял на задушевный разговор. Самые интересные беседы состоялись в России, для нашей страны Кьетиль обогатил свой русский словарный запас выражением - «бесплатно мороженное». И в итоге снял занимательный фильм о своём путешествии.
Кьетиль Берге, художник (Норвегия): «Некоторые люди смеялись, они думали, я шучу. Другие очень скептично относились, но многие просто радовались».
Миф о том, что лишь русские едят мороженное в мороз оказался правдой. Норвежцы пришли в ужас от такого угощения, когда на улице -28. Единицы поддались на провокацию.
Что русскому хорошо, то норвежцу ангина. Эскимо в мороз они компенсируют снежным кинотеатром. В программе одна картина - «Приграничный мюзикл».
Татьяна - русская, душою воспылала любовью к простому норвежскому парню. Одни штампы -за границей трава зеленее, а грязь чище, сталкиваются с другими штампами - суровая действительность, разница менталитетов, непримиримость культур.
Российский коллектив со звучным названием "Что делать" как раз и задавался вопросами - как привычные для той или иной культуры отношения между индивидом, семьей и обществом влияют на наше поведение и картину мира? В какой мере мы несем ответственность за самих себя, и в какой степени мы полагаемся на государство?
Не стоит ждать простых форм и банальных постановок на фестивале, который живет на снежных площадках, в бомбоубежище или торговом центре. Если кино, то на льду, если спектакль, то играть будут не только актеры, но и зрители. Да так, что не сразу поймут. Так во время перфоманса «Свобода, равенство, братство или смерть» гости фестиваля сначала не поняли, что каждое их движение в зале - шумовой фон для спектакля.
Люба Кузовникова, арт-директор фестиваля «Баренц-спектакль»: «У искусства свой язык, искусство говорит разными образами. В данном случае - светом, тенью, контрастом между темным и ярким светом, контрастом между звуком и мертвой тишиной, звуками на сцене и теми, которые произносятся неосознанно в зале».
Великая сила искусства, по-настоящему начинаешь понимать эту фразу в неурочное время. Четыре часа утра по Москве в это время сейчас открывается специальная выставка, посмотрим, а стоило ли не спать.
Экспонаты соседствуют с бутиками. Прибыли можно не ждать - глубокой ночью продавцы спят, торговый центр отдан на разграбление изголодавшимся по культуре.
Здесь и спящий фонтан нефти, и модель погребенного песком ненецкого посёлка Шойна, который когда-то назвали «Новый Мурманск». Авторы инсталляций рассуждают на тему потребительского отношения к Арктике в частности и природе в целом.
И судя по печальному виду этих объектов, ничего хорошего человечеству ждать не приходится, если не поменять отношение к матушке Земле. На выставке не протолкнуться, здесь люди забывают о времени и здоровый сон в Киркенесе легко меняют на очередной перфоманс.
Уже под утро вспоминается старый анекдот про счастливого актера, вернувшегося домой к усталой, голодной жене и детям со словами - был успех.