Мурманск
!
0 °C

ТВ-21 в гостях у командующего атмосферным фронтом

Главнокомандующий атмосферным фронтом, пограничный погонщик облаков, как его только не называют знакомые, но сходятся в одном - это наш человек
30.04.2013, 20:01
16

 

 

Главнокомандующий атмосферным фронтом, пограничный погонщик облаков, как его только не называют знакомые, но сходятся в одном - это наш человек. «Наш человек» это проект телеканала ТВ-21, приуроченный к юбилею Мурманской области, в котором мы рассказываем о наших земляках, людях самых разных профессий. 

 

Одного из таких замечательных людей наши корреспонденты встретили у самой границы с Финляндией в поселке Светлый.

 

Колун в умелых руках может творить чудеса - поленья так и разлетаются от каждого удара. Это еще чего - Геннадий Иванович, в случае чего, может выжить и в тайге, и в тундре, и на льдине в океане - вот такая подготовка была в Новосибирском училище.

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Правила проживания на ТДС, дополнительно учили. Выжить как-то надо». 

 

Собственно ТДС — это и сеть  труднодоступная станция. Распорядок дня жесткий. Подъем ранний, уже в 7 утра надо замерить уровень осадков, силу и направление ветра. Вот как раз сейчас сменщик Геннадия Иваныча - Сергей проверяет температуру на глубинах. Приборов на метеоплощадке хватает -самый современный, вроде АМК, сам параметры измерит и сам в город сообщит, но без человека здесь все же не обойтись.

 

Еще будучи студентом, Геннадий Иванович и не загадывал попасть на Кольский полуостров. В советские времена попасть на Север по распределению было сложно - Мурманская область котировалась очень высоко, а о трудностях тогдашняя молодежь даже и не задумывалась.

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Я выбрал из-за того, что мне в то время хотелось, ну тогда романтики были, хотелось все-таки посмотреть - я с Сибири, а тут на Запад, тем более севро-запад, посмотреть хотелось, тогда не задумывались над тем, что может там зарплата меньше, а где-то больше. Интересно было, какие-то другие ценности были тогда». 

 

Мурманск - означало море, сопки, суровый край, ну и еще одно - северное сияние.

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Мы-то бы изучали, это как явление, допустим, метеоявление, мы знали, что это такое, примерно знали, что светится что-то, а своими глазами посмотреть - только здесь, можешь изучить и знать, что это такое, но ты его ни разу не видел». 

 

Сначала молодой специалист попал на мыс Пикшуев - это на Мотовском заливе. Там и узнал, что такое настоящая непогода. Если ветер 10 метров в секунду - время для прогулок, потому что обычно - до 22. На станцию отправляли преимущественно молодежь,  и Геннадий Иванович познакомился со своей будущей супругой, из родного Новосибирска прибыло пополнение.

 

Наталья Сухорутченко, метеоролог: «Он сразу глаз положил на мня. 19 лет было, там еще кроме нас было 2 мальчика,  он сказал, чтобы не подходили. Потом, на 7 ноября говорит,   выходи за муж. Я отказала, мне 19 лет, молодая, не собираюсь. Потом все-таки на станции объявил всем - считайте нас мужем и женой с 7 ноября, и все». 

 

С замерами покончено - теперь сеанс связи. Ходу от метеоплощадки до станции - пару минут.

 

Геннадий Иванович и Мурманск-то знает не ахти, только центр. За всю свою жизнь в столице Заполярья бывал только наездами. Первый шанс осесть в городе пришелся на 80 год. Как раз подошла очередь на квартиру, но начальник станции в Светлом - Ян Сальмонович, предложил перебраться на запад.

 

Сейчас в Светлом запустение, след прошлого - плакат о 24 съезде КПСС. По данным переписи, население поселка 4 человека, 75% мужчины - трое, и 25 - женщины - одна. В 80-х здесь бурлила жизнь - магазин, почта, детский садик даже строили. Да и народ - лесорубы - были как-то повеселее.

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Сильно голову ломать не надо было, ты работай в лесу и все. Ребенок с тобой, пусть в садик пока не ходит еще, и ему не придется ходить, но когда время к школе подойдет и пусть в этот период еще нет квартиры, но к школе квартира будет». 

Морозы тогда стояли жуткие, бывало до минус 52. Зверье к жилью выходило, и лоси, и медведи. Как-то раз было даже волчье нашествие.

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Отстрел был в Норвегии отстрел и он мигрировали. Пробегали мимо, и может, они и не останавливались, но дело в том, что у собаки щенки были, видать, она пыталась защитить щенков, а они ее  разорвали, съели в общем». 

 

Сеанс связи для метеоролога - святое. 10 раз в стуки изволь передавать сводку. Если подведет новомодная мобильная связь,  Геннадий Иванович помнит старую, но верную морзянку.

 

Знакомые рыбаки приезжают, говорят, узнают погоду в интернете на неделю вперед, некоторые догадываются чья это заслуга. Сейчас вроде и пенсия подошла, и квартира есть, и дети устроены, а в город что-то не тянет. 

 

Геннадий Сухорутченко, метеоролог: «Ну уйдешь ты на пенсию, и что - в окно будешь смотреть. Такая судьба не перспективная и не интересная». 

 

В молодые годы Геннадий Иванович с уважением поглядывал на своего предшественника - начальника станции Яна Сальмоновича. Тот 17 лет проработал на Лотте, абориген. А сейчас сам подсчитал - 7 лет на Пикшуеве, да еще 33 в Светлом. Так, неожиданно для себя и сам стал настоящим аборигеном. Одним словом,  наш человек.