Мурманск
!
-5 °C

Железная леди

«Наш человек» - так называется проект телеканала ТВ-21, приуроченный к юбилею Мурманской области
14.05.2013, 20:04
134

 

 

«Наш человек» - так называется проект телеканала ТВ-21, приуроченный к юбилею Мурманской области. В репортажах мы рассказываем о наших земляках, людях самых разных профессий. 

 

Об этой женщине на заводе «Нерпа» ходят легенды,  как может один человек быть и писателем, и документалистом и отличным инженером судоремонтного предприятия. Кто же она железная леди из Снежногорска расскажут Родион Северьянов и Андрей Бричка 

 

Над Снежногорском льется колокольный звон. Послушные ловким пальцам колокола переливаются. Несколько лет назад, как раз на Пасху, Яна поднялась на звонницу снежногорского храма и впервые тронула вязь колокольных веревок.

 

Яна Смирнова: «Когда смотришь, особенно здесь, ведь с высоты виден город, то ощущение,  что летишь». 

 

Но уже через несколько минут Яну уже не узнать. Спецовка, каска, рабочие перчатки. Кандидат технических наук, ведущий инженер Яна Смирнова поднимается на борт морского транспорта «Яуза». Последние несколько лет ее жизнь неразрывно связана с этим судном. Яна Алексеевна знает «Яузу» как свои пять пальцев,  не только все каюты, отделения и трапы. В 2008, когда «Яуза» пришла на «Нерпу» для ремонта, судно пришлось изучать, узел за узлом, систему за системой.

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «Такое вообще впервые в истории завода, что завод приступает к среднему ремонту, не имея ни клочка документации». 

 

Яна стала увлекаться еще в детстве, когда жила в Краснокамске, сначала хотела стать летчицей, но зрение не позволило ей покорить небо. Тогда девочка взялась, нет, не 

за куклы, а за моделирование самолетов. Мечтой советской школьницы был миниатюрный двигатель из «Юного техника», жутко дорогой - 10 рублей.

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «10 рублей у меня не было и деньги стащила из шкафа у мамы, купила  двигатель. И мама, когда увидела пропажу, хотела меня отругать, а когда увидела покупку, покачала головой и сказала - ладно, может быть это судьба». 

 

Семья Яны переехала в Норильск и в школе на уроке труда девочка увидела маленькую модель шлюпки, и влюбилась в изгибы ее бортов.

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «Меня очень удивили эти обводы, такие интересные, обтекаемые, подумалось, как это, казалось бы, бесформенное бревно превращается в такой  красивый обвод и обретает такие красивые формы». 

 

С тех пор суда, которыми занимается Яна стали побольше. Сейчас больше всего забот в рулевом отделении «Яузы». Инженер доводит до ума машину 7194 года постройки, один из главных агрегатов всего судна.

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «Глаза корабля, потому что рулевая машина - это то, что обеспечивает курс, то, что обеспечивает правильное движение корабля в море». 

 

Работы в рулевом отделении еще не мало, старое оборудование заменяют но современное. Самое обидное для выпускницы Санкт-Петербургской корабелки то, что работать приходится, преимущественно, с творениями иностранных мастеров.

 

Как раз на выходе из рулевого отделения один из поводов для расстройства всех отечественных инженеров - латунные, взрывобезопасные выключатели. Если присмотреться,  можно заметить надпись, сделано в Германии. Наш производитель с таким не справится

 

С корабля - в инженерный центр. Проверить цветы, не завял ли лимон, просмотреть чертежи, поработать за компьютером. Но и здесь коллеги не дают покоя. Консультации, советы, указания.

 

Сказать, что в кабинете людно, значит, не сказать ничего, нет времени даже отвлечься на вид из окна. 

 

Обычная картина для многих рабочих кабинетов - фотографии на стенах, мягкие игрушки, сувениры и иногда богатая библиотека. Посмотрим, что же здесь - увлекательное чтение машиностроительных чертежей, справочник судового механика и судовые дизели. 

 

Кстати о книжках. Талантливый человек, как известно, талантлив во всем. Яна пишет сказки, изучает отечественную историю, снимает фильмы об исчезнувших городах и храмах. Собирается даже сдать на права на мотоцикл, и стать байкером, но это планы на отпуск, а какой может быть отдых, пока не сдан корабль. 

 

Долго в кабинете Яна усидеть не может и снова отправляется на «Яузу». Новые дизель-генераторы, дополнительный жилой блок в надстройке, мощный современный подъемный кран - все, что сделано руками рабочих,  сначала рождается в голове инженера. Работая в сугубо мужском коллективе, Яна умудряется обходиться без крепких слов.

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «Очень хорошо в мужском коллективе, наоборот, очень комфортно, меньше не нужных и лишних разговоров». 

 

Яна вела все главные заказы завода «Нерпа», одним из самых тяжелых для нее стал «Курск». Инженер лично участвовала в одной из самых опасных операций - выгрузку поврежденных шахт с боезапасом. Но эта работа была трудной не физически, а скорее психологически. И для рабочих, и для инженеров, и для главного конструктора подлодки «Курск».

 

Яна Смирнова, заместитель начальника инженерного цеха завода «Нерпа»: «Видно было, что человек почти плакал, глядя на эту ситуацию, говорил - бедный-бедный «Курск», это были как раз годы, когда казалось бы, кораблестроение умерло, застыло. И почему-то, глядя на него, вдруг откуда то пришла мысль, и  я ему тогда сказала - Игорь Леонидыч. Будут еще новые корабли. - Он посмотрел на меня. - Вы думаете? - Я уверена. И я увидела, что ему стало немного легче от этого». 

 

И слова эти сбылись, сейчас на заводе кипит работа, заказов хватает. На ремонт приходят корабли, и возвращаются в море полностью перерожденными, ведь о каждом из них, как о своей самой первой модельке, заботится такой человек, как Яна Смирнова.