Мурманск
!
3 °C

Патриотический поход по памятным местам

Они вспоминают погибших солдат не только 9 мая, а венки и цветы к монументам возлагают не только в России
18.05.2013, 19:46
59

 

 

Они вспоминают погибших солдат не только 9 мая, а венки и цветы к монументам возлагают не только в России. Некоммерческий фонд поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит» вновь организовал патриотический поход по памятным местам Печенгского района и Восточного Финнмарка. 

 

Сегодня мы начинаем серию сюжетов о совместной работе по сохранению памяти в России и Норвегии. 

 

 Депутаты областной Думы, власти Печенгского района, общественники, ветераны органов госбезопасности - официальная делегация четвёртый год подряд символично стартует от здания Кольской ГМК в Мурманске. 

 

Геннадий Гурылев, председатель совета НФ «Щит», генерал-майор запаса ФСБ: «Всё это делается в рамках проектов, которые мы предлагаем Кольской ГМК рассмотреть, по социально-значимому конкурсу. Получаем поддержку и фактически сегодня мы в очередной раз едем в Киркенес, Нейден, Киберг, Вардё для возложения венков и цветов». 

 

Но, прежде, чем отправится в сторону государственной границы, остановка на российской земле. Междуречье - небольшой посёлок на берегу реки Лавна. В этих местах в годы Великой Отечественной войны находился радиоцентр управления НКВД и разведотдела Северного флота. Это был стратегически важный объект. Здесь готовили радистов для заброски на оккупированную фашистами территорию. 

 

Анатолий Родак, ветеран УФСБ по Мурманской области: «В мае 1940 года фашисты захватили Норвегию. И представители рабочей партии, и молодежные организации, на подобии нашего комсомола, они бежали вместе с семьями, боясь преследования со стороны фашистов. Более 100 человек на своих малых средствах перебирались в Цыпнаволок. Здесь они были задержаны пограничниками по 84 статье - за незаконный переход границы». 

 

Историю совместной борьбы вспоминает Анатолий Родак. Он сам родился в послевоенном Мурманске в 1951 году. Отец воевал на Северном флоте, был призван с Украины. А мама участвовала в противовоздушной обороне Жилстроя, была ранена в 1942. 

 

Анатолий Родак, ветеран УФСБ по Мурманской области: «Их стали брать для использования в диверсионно-разведывательной деятельности, со стороны управления НКВД и Северного флота, и первая подготовка проходила в районе Африканды, парашютная подготовка. Во время первых прыжков, один из норвежцев погиб. Сердце не выдержало и он приземлился уже мёртвым»

 

Конечно, живущие морем норвежцы не были приспособлены к воздушному делу. Да и засечь купола парашютов на фоне тёмного северного неба было легко. Поэтому командование приняло решение для высадки разведгрупп вдоль побережья Норвегии использовать катера, корабли и подводные лодки Северного флота. 

 

Анатолий Родак, ветеран УФСБ по Мурманской области: «Первая группа у нас ушла в сентябре 1941 года. Это 13 человек, командиром был Кубрявцев - офицер Северного флота, замкомандира - наш сотрудник управления, Ершов Алексей Борисович, из группы вернулась меньшая часть». 

 

Норвежские патриоты, стела которым была установлена рядом с памятником русскому солдату 30 августа 1997 года, тоже приближали День Победы, как могли. В составе спецгрупп, ценою жизни, они передавали с оккупированной родины важнейшие сведения.

 

Анатолий Родак, ветеран УФСБ по Мурманской области: «Особенно тяжёлый был 1943 год. Немцы провели серьёзную карательную операцию, несколько десятков человек было арестовано, расстреляно, кто-то из них, находясь в тюрьме, сошёл с ума. А вот Фигинскео Ронгвальд отсюда выбрасывался в район Финляндии-Норвегии, самолётом, потом прибыл в Киркенес, как я знаю, там произошла вербовка, и нашего резидента достали из гестаповской тюрьмы. На машине медицинской помощи вывезли на территорию сопредельного государства, и потом он уже был доставлен сюда, в союз». 

 

Участники патриотического похода почтили память русских воинов и норвежских патриотов минутой молчания и возложили венки. 

 

Геннадий Гурылев, председатель совета НФ «Щит», генерал-майор запаса ФСБ: «Ведь самое ценное - это возложение венка, это символ памяти, который мы олицетворяем в этом цветочке. Но в голове у людей мы оставляем серьёзный след, что никто не забыт, ничто не забыто».