Спасение утопающих - дело рук профессионалов

В Баренцевом море завершилось международное учение «Баренц-2013». В совместных манёврах российские и норвежские спасатели участвуют уже много лет

 

В Баренцевом море завершилось международное учение «Баренц-2013». В совместных манёврах российские и норвежские спасатели участвуют уже много лет. Основная тема учений в этом году - поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море. Сразу две съёмочные группы ТВ-21 оказались в эпицентре событий. На спасательную операцию наши журналисты посмотрели и глазами моряков, и глазами авиаторов.

 

Североморск остался за кормой. Сегодняшний день мы проведём вдали от родных берегов. На спасательном судне СБ-523 отправляемся в море на международные учения «Баренц-2013». 

 

А мы посмотрим, как это будет выглядеть сверху. Вот наша машина - МИ-8 - универсальный, транспортно-боевой, на нем и полетим.

 

Точка взлета - аэродром Североморск-1. Лётный экипаж 3 человека, командир - заслуженный военный летчик России, летчик-снайпер, Сергей Чечеров. Перед вылетом он получил координаты района, где судно условно терпит бедствие. Масштабы катастрофы неизвестны, детали придется выяснять на месте, где-то в Мотовском заливе. Штурман Максим Степанов прокладывает курс.

 

Андрей Гладков, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы: «Будем искать манекенов, имитирующих терпящих бедствие. После того, как экипаж самолета их обнаружит, наведет вертолет, приступим к их подъему на борт, к эвакуации и доставке затем на корабль».

 

Уже готова лебедка, проверены тросы, осталось сосредоточиться психологически. 

 

Сергей Лунин, авиационный спасатель: «Моя роль помощника, если с основным спасателем что-то произойдет, то тогда помогу я, потому что в авиации все дублируется». 

 

15 минут в полете, уже миновали береговую черту, высота 400 м, скорость 250, за бортом +1, включены все обогревы, волнение моря тоже 1 балл, через 30 минут будем на месте.

 

По легенде тренировки, корабль получил пробоину и затонул. Экипаж - 20 моряков оказались в воде. Ситуация вполне реалистичная. С подобными авариями спасатели сталкиваются часто. В этом году учениями руководит российская сторона. Все вводные поступают из Мурманска, из морского спасательно-координационного центра. Задача российских и норвежских специалистов - следовать им неукоснительно. 

 

Морскую разведку в районе учений ведёт ИЛ-38. Данные о терпящих бедствие моряках экипаж спасательного судна СБ-523 получает уже спустя несколько минут. Координаты передаёт всем участникам операции. 

 

На поиск людей отправляется боевой ордер кораблей. Спасение 16 из 20 членов экипажа аварийного судна на счету североморцев.  Остальных обнаружили норвежцы. Оказание медицинской помощи - обязательный этап операции. 

 

Кирилл Краснов, старший офицер отдела ведущих специалистов управления морской авиации Северного флота: «Найти не то, что корабль, человека на воде с воздуха очень сложно. Да и с корабля - сложно. Он на волне взмывает вверх, потом уходит вниз».

 

В поиске людей участвуют не только моряки, но и морская авиация. Сейчас район бедствия обследуют сразу два вертолёта. Норвежский «Sea king» и российский «МИ-8».

 

Условно пострадавший благополучно поднят из воды. Теперь предстоит эвакуировать его на норвежское судно. Спасатели готовы. Высота над морем всего 30 метров, такая работа сопряжена с огромнейшим риском, но за ручкой управления мастер. У Сергея Чечерова за 30 лет службы более 4 тысяч часов налета и днем, и ночью, и в бурю, и в штиль. На сей раз погода отличная, МИ8 ведет себя прилежно. 

 

Андрей Гладков, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы: «Экипаж отработал как всегда очень четко, быстро, без задержек. Вся операция заняла считанные минуты. Это говорит о том, что к работе в реальных условиях мы готовы». 

 

Напоследок обязательно контрольный облет района, море спокойно, людей за бортом нет. Еще 40 минут и мы дома. 

 

Сергей Чечеров, заместитель начальника морской авиации Северного флота: «Сегодня мы сегодня убедились, что все отлажено было очень хорошо ,летали в одном районе и норвежский, и наш вертолет, и все было безопасно предельно. Мы работаем с ними уже много лет, работаем по этим направлениям, учения проводим совместные, мы так лучше понимаем друг друга и понимаем, что мы делаем одно общее дело - мы спасатели».

 

В следующем году руководить совместными учениями «Баренц» будет норвежская сторона. Спасатели Северного флота задачи предложили усложнить.

 

Владимир Горбань, начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота: «Мы предложили им отыграть такой эпизод, как столкновение танкера и транспорта, чтобы усложнить обстановку. На танкере пожар, масляное пятно. Часть людей не может покинуть танкер ввиду пожара».

Среди предложений от североморцев и реалистичность манёвров. Вместо манекенов собираются спасать живых людей, привлечь к учениям статистов. «Баренц-2013» и россияне, и норвежцы оценивают на «отлично». А на борту спасательного судна СБ-523 есть ещё один повод для гордости. 

 

День рождения отмечает третий помощника капитана Сергей Гришин. Человек на борту универсальный. Отвечает за навигацию. Основную специальность совмещает с работой переводчика. Бесперебойная связь на учениях с норвежскими коллегами именно его заслуга. Сложно представить что будет, когда его не окажется на корабле... 

 

Сергей Гришин, третий помощник капитана спасательного судна СБ-523: «Много кто не выспится. Самая большая незаменимость. Моя, по сути, работа - это навигационный помощник здесь. Я отвечаю за планирование, проработки маршрутов, переходов. В данном случае, мы сегодня дошли сюда благодаря нанесению прокладки, маршрута самого, проработки этого маршрута».

 

Маршрут до дома тоже предстоит проложить Сергею Гришину. До родных берегов ещё 8 часов пути, но они пролетят быстро. 

 

Архив новостей

X