Уникальная коллекция техники в музее Сафоново спасена

<p><strong>Уникальная коллекция самолетов и все экспонаты музея авиации в поселке Сафоново спасены, там начался масштабный капитальный ремонт</strong></p>

Уникальная коллекция самолетов и все экспонаты музея авиации в поселке Сафоново спасены, там начался масштабный капитальный ремонт. Работники музея и поисковики, практически потерявшие надежду на помощь, с трудом верят в это чудо. Но теперь у коллекции будет надежная крыша, укрывающая хрупкую технику от дождя и солёного ветра. Подробности у Натальи Соловьёвой.

Огромный ангар собирают как конструктор. На металлический каркас крепят современные утепленные блоки, тщательно подгоняя один к одному.

От старого обветшалого ангара остались только несущие конструкции, их тоже укрепили. Скоро бесценные экспонаты - авиационная техника - будут надежно скрыты от любой непогоды.

Олег Асауляк, представитель компании-подрядчика: «После монтажа этих конструкций не будет никаких протечек, все стыковочные швы будут заделаны».

Появится здесь и ранее не существовавшие системы пожаротушения, видеонаблюдения и охранная сигнализация. Ведь переоценить стоимость коллекции самолетов и её значимость для истории невозможно.

В музее Сафоново около 30 единиц авиационной техники, но некоторые из них можно увидеть только здесь и нигде более в России. Изюминка коллекции еще и в том, что экспонаты не куплены на деньги государства или меценатов, а найдены в сопках Кольского Заполярья и с огромным трудом перевезены сюда энтузиастами-авиаторами.

Член поискового отряда Андрей Копытков все свободное время проводит в сопках. Сегодня приехал посмотреть как идет ремонт. Каждое лето он вместе с единомышленниками ищет военную технику, поднимает из болот, восстанавливает. Заслуга поисковиков и летчиков в том, что эти самолеты не сгинули в лесах навсегда.

Андрей Копытков, поисковик: «Мы его в 1994 подняли из озера недалеко от Верхнетуломского водохранилища. За год, силами североморцев он был восстановлен».

Еще весной ангар выглядел так - крыша текла, вода попадала на экспонаты и они медленно гнили и ржавели. В помещении ни отопления, ни сигнализации. Музей, больше 30 лет относившийся к местному дому офицеров, располагал очень скудным бюджетом. Держался на двух сотрудниках, энтузиастах в штабе Северного флота, поисковиках и ветеранах. Экспонаты сохраняли с великим трудом.

Владимир Легкобыт, отставной офицер: «Перестройка, плюс сокращения наложило негативный отпечаток, что если бы они могли, они бы плакали...».

В итоге в начале 2000-х крыша ангара рухнула под тяжестью снега. Серьезно пострадали несколько экспонатов. Бомбордировщик ИЛ-4, кропотливо собранный поисковиками из четырех разных самолетов и участвовавший в съемках фильма «Торпедоносцы», был раздавлен. Его пришлось восстанавливать заново.

Андрей Копытков, поисковик: «Работали под открытым небом, на площадке делали. Круглосуточно, можно так сказать, никуда не отходили, потому что ничто не охранялось».

Музей поддержал телеканал ТВ-21, был снят сериал «Крылья истории», написаны обращения в облдуму, губернатору, в администрацию президента, но помощь пришла откуда её и не ждали. Большое пожертвование сделал неизвестный меценат.

Руководство музея говорит: реконструкция по просьбе министра обороны Шойгу. Ремонт капитальный в ангаре, в домике Гагарина и в здании музея. А всему комплексу дан официальный статус музея.

Евгения Собакарь,  заведующая филиалом военно-морского музея Северного флота: «У нас появились хранители фондов, научные сотрудники, музейный смотритель, техники, сторожа. Раньше об этом мы только и мечтать могли».

Музею уже 37 лет, за годы обветшали стены, крыша, проводка. Меняют все. Сотрудники комплекса внимательно следят за работами.

Татьяна Балаута, младший научный сотрудник: «Я выросла здесь, у меня отец здесь летал. У меня отец здесь погиб, поэтому авиация - это то неотрывное, что есть у нас».

Уникальная коллекция самолетов будет сохранена. Тот самый «Харрикейн», на котором летал Герой Советского Союза Борис Сафонов. Единственный в России и один из трех оставшихся в мире гидросамолет БЕ-6. Тот самый ближний разведчик - МБР-2, с которого на севере вообще началась морская авиация и он уже тоже единственный в своем роде.

Подрядчики обещают сдать работу уже в августе. И тогда под крышей обновленного музея закипит другая работа - реставрационная. Чтобы крылатая память истории предстала перед посетителями во всей красе.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X