Тяжело в учении - легко в спасении. Так говорят специалисты северного экспедиционного отряда спасателей. Именно они оказывают помощь рыболовецким судам, оказавшимся в бедственной ситуации. На большие учения в море со спасателями отправились корреспонденты ТВ-21 Янина Морозова и Сергей Ломако.
Ура-Губа, Западный рукав. С погодой нам сегодня повезло, волна морская нас качает, но не сильно. Спасательный буксир» Микула» идет к точке, где горит другое спасательное судно - «Пурга».
Залп из носовых и кормовых лафетов и цель - открытое пламя – поражена. Вся сложность этой операции в том, что необходимо максимально близко подойти к терпящему бедствие судну. Сейчас нас разделяют всего 25 метров. Учитывать силу и направление ветра тоже необходимо.
Сергей Пухов, представитель федерального агентства по рыболовству: «Учения у нас проходят в первый раз на судах рыболовства. До этого проходили совместные за границей с Норвегией. Это всё нам необходимо, потому что наши спасательные суда находятся в районах промысла. Всё это создано для того чтобы наши рыбаки спокойно работали, родители, матери и жены ждали рыбаков на месте живых и здоровых».
Есть на спасательном судне Микула объект особой гордости - универсальная спутниковая антенна. Это ноу-хау в корабельном оснащении. Комплекс позволяет пользоваться интернетом и телефоном даже в море, кроме того он снабжен уникальной программой.
Анатолий Леонтьев, начальник северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ: «Впервые на судах-спасателях применены новые современные спутниковые антенны Виасат, которые позволяют в режиме реального времени наблюдать картинку. Установлено 4 камеры. Мы можем наблюдать картинку в ситуационном центре Росрыболовства».
На этой карте видно не только местоположение кораблей в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море, но и путь, который они проделали за несколько суток. Тем временем, прибываем к следующей точке учений и теряем ход.
Такое с судами случается в море. Ситуация опасная. В шторм может закончиться очень плохо. Судно «Пург»а берет нас на буксир. Чтобы передать трос на буксир, нужен залп из линомёта - специальной пушки.
Задача выполнена. И тут один из членов экипажа падает за борт. Конечно, на учениях это манекен. Температура воды за бортом +3. Человек без гидрокостюма может продержаться не более 15 минут. Реагировать надо быстро.
Пурга не подходит, подлетает к месту падения. Пострадавшего почти мгновенно подняли на катер и доставили в лазарет на «Микулу». Медицинская служба в полной боевой готовности. Помощь оказывает судовой врач Анатолий Галиченко. Он заявляет: пациент скорее жив, чем мертв.
Человека спасли, на очереди спасение корабля. По легенде, рыболовецкое судно в беде. Сеть намоталась на винты. Его несет течением на рыбоводную ферму. Чтобы выйти из опасной ситуации, его буксируют в безопасное место. Освобождением винта из ловушки занимается водолаз. Все этапы учений реальны, с такими заданиями спасатели сталкиваются ежедневно.
Руководит водолазными спусками человек - легенда Игорь Борисович Кац. В свои 77 он знает дело как никто другой. С 1954 года работает в море, 900 часов, почти год, провел под водой. В 1957 году участвовал в подъеме линкора «Новороссийск». Сегодня, говорит, были сложности со спуском немалые.
Игорь Кац, главный водолазный специалист: «Осложнение ветровое и подводное течение свыше 2 метров, видели в каком состоянии водолаз пошел, двойные груза, тройные. Только дошел до винта, проверил. Его сносит течением».
Водолазное снаряжение буксира на высоте. Современные неопреновые костюмы позволяют двигаться легче, есть возможность видео - и аудиосвязи с руководителем. Но самый надежный костюм, говорят спецы, все равно трехболтовка. Весом более 100 кг, он и служит 10 лет и работать в нем можно на глубине до 60 метров.
Вот он легендарный водолазный костюм трехболтовка – надежный, как автомат Калашникова. Без него никуда, говорят спасатели, и используют его и сейчас наравне с самым современным оборудованием.
Все задачи выполнены, можно покинуть узкость Мотовского залива и вернуться домой.
6 часов в узком западном рукаве Ура-Губы маневрировали три спасательных судна. Яркие красные надстройки издалека видны над водой. Моряки говорят, такой цвет выбран не случайно. Это историческая традиция спасателей Росрыболовства, как и отличная подготовка.