Как справиться с растущим потоком людей и машин на российско-норвежской границе?

<p><strong style="text-align: justify;">Приграничная миграция, необходимость развития инфраструктуры и реконструкция пункта пропуска Борисоглебск</strong></p>

 

Приграничная миграция, необходимость развития инфраструктуры и реконструкция пункта пропуска Борисоглебск. 

 

Эти важные темы поднимались во время проведения дней Российско-Норвежского приграничного сотрудничества в Никеле на минувшей неделе. Каковы взаимные перспективы развития туристического и бизнес-потока на севере? Наша съёмочная группа выслушала мнения и предложения сторон.

 

Первое соглашение о сотрудничестве, а другими первый шаг к дружбе между Никелем и Киркенесом был сделан ещё в 1972 году. С тех пор эти города стали не просто побратимами, а почти близнецами. Образование, детские сады, бизнес, культура, спорт… Сегодня 9 школ Печенгского района напрямую дружат со школами Норвегии. 

 

Бенте Ларсен, глава администрации коммуны Сёр-Варангер: «Мы хотим, чтобы молодёжь, начиная с садика, встречалась друг с другом, общалась между собой. Мы хотим, чтобы пенсионеры могли встречаться друг с другом, учёные, инженеры, медицинские сотрудники, и, конечно, политики тоже должны встречаться друг с другом. Всё это нужно для развития и обогащения общества двух стран». 

 

От городов-побратимов, города близнецы отличаются пограничным положением, стремятся к более тесному сотрудничеству и, конечно, имеют общее историческое прошлое. У Никеля и Киркенеса всё это есть.

 

Ирина Неверова, глава муниципального образования Печенгский район: «Самый замечательный проект это всё-таки между ветеранами. Так как советская армия освобождала у нас Киркенес, и в Киркенесе осталось очень много воспоминаний, хороших о русских солдатах, о русских людях, и поэтому, наши ветераны с удовольствием встречаются на протяжении многих лет». 

 

Генконсульство Норвегии в Мурманске, среди всех норвежских консульств, выдаёт самое большое количество виз. В этом году планируется порядка 25-28 тысяч и, конечно, большая часть этих виз будет использована для шопинга. Красноречивый факт. В Киркенесе, в городе, где примерно проживает 6 тысяч человек, объёмы торговли уже достигли уровня города с населением в 30 тысяч. Это значит, что русский фактор в экономике Киркенеса составляет 20-25 тысяч человек. Цифры за 2013 год показывают, что в год российские покупатели тратят до 60 миллионов крон.

 

Бенте Ларсен, глава администрации коммуны Сёр-Варангер: «Бизнес-парк в Киркенесе работает над развитием бизнес-деятельности между предприятиями нашего муниципалитета и Печенгского района. Сейчас проект находится в заключительной стадии, и отчёт будет представлен уже до конца этой осени. Там будут описаны необходимые меры, например, снижение языковых барьеров, чтобы сделать общество более доступным друг для друга». 

 

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Приграничная территория, я уже говорила о том, что это наше неоспоримое преимущество, но это и своеобразный мостик, который даёт возможность реализовать самые смелые свои инициативы, самые смелые инициативы в области предпринимательства». 

 

И в первую очередь, для смелых предпринимательских инициатив сегодня открыт Печенгский район. Согласно данным управления федеральной миграционной службы, в этом году в Россию въехало более 60 тысяч граждан Норвегии. Увеличение потока с той стороны произошло более чем на 20 процентов. Остаётся только создать условия для того, чтобы гости могли успешно тратить свои деньги на нашей территории.

 

Уле Андреас Линдеман, генеральный консул Королевства Норвегия в Мурманске: «В Никеле и Заполярном есть что показать и что продать. Но, наверное, надо сделать это доступнее. Интерактивный сайт Печенгского района - это замечательно, но почему бы не сделать, например, вывески и уличные названия, указатели на Норвежском, как в Киркенесе сделано на русском?». 

 

Всего же, в этом году по сравнению с прошлым количество пересечений границы возросло на 30 процентов. И это только начало, говорят эксперты. Одним из главных направлений концепции «Города-Близнецы» является установление безвизового режима. Начиная с мая прошлого года, между Россией и Норвегией действует соглашение об упрощённом пересечении границы между жителями приграничных тридцатикилометровых территорий двух стран.  

 

Рунар Шостад, председатель собрания губернии Финнмарк: «Благодаря удостоверению приграничного жителя сегодня многим виза уже не нужна. Мне тоже дали эту карточку одним из первых и, я думаю, теперь важно, чтобы всем жителям Финнмарка была предоставлена такая возможность. Мы работаем над расширением этой тридцатикилометровой территории и в России и в Норвегии. Конечной целью нашей работы является безвизовый проезд. 

 

Борис Макаревич, начальник УФМС России по Мурманской области: «Я думаю, что опыт, который мы приобрели по тридцатикилометровой территории, можно распространить на регион, а может даже и дальше. Это было бы не плохо». 

 

Таким образом, при, пусть и поэтапном упрощении пограничного режима, развитии инфраструктуры, улучшения приграничного сервиса с обеих сторон, нагрузка на пункты пропуска будет увеличиваться в геометрической прогрессии. А ведь уже сегодня, например КПП Борисоглебск, практически исчерпал свой пропускной ресурс. Концепцию реконструкции многостороннего автомобильного пункта пропуска российская сторона уже разработала. 

 

Владимир Лисин, представитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ: «В соответствии с планом европейского инструмента сотрудничества по программе «Коларктик», было принято предварительное решение программной дирекцией о финансировании реконструкции пункта пропуска Борисоглебск. Данный проект является крупномасштабным и пока единственным за всю историю существования данной программы».  

 

Как отметил представитель Федерального агентства по обустройству государственной границы России, что всяческую поддержку проекту оказывают региональное правительство и руководители муниципальных образований, в частности Печенгского района. О конкретных сроках пока говорить рано, но уже началась работа по оформлению земельных участков, которые будут использованы под реконструкцию. Концепция нового КПП учитывает нормы действующего законодательства, в том числе и такую специфическую, как обеспечение комфортного пересечения государственной границы лицами с ограниченными возможностями. А сам пункт станет двухуровневым - перепад высот на местности до девяти метров. Верхний уровень предназначен для выезда из российской федерации, нижний - для въезда. 

 

Владимир Лисин, представитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ: «Мы ориентируемся при реконструкции на обеспечение пропускной способности, в пределах двух с половиной тысяч пассажиров в сутки и до тысячи автотранспортных средств различных категорий - легковые, автобусы, грузовые автомобили, велосипеды, гужевые повозки, что тоже допускается при пересечении государственной границы в автомобильных пунктах пропуска». 

 

Что же касается норвежской стороны и пункта пропуска Стурскуг, то тут, как иногда говорят о семейном положении, всё сложно. 

 

Ульф Матисен, представитель норвежского пограничного комиссариата: «Этот график показывает, что каждый год даёт увеличение на 30 процентов. И нет оснований сомневаться в том, что этот пассажиропоток будет продолжать расти. Нам тоже не хочется, чтобы были очереди и люди простаивали. Но новое пограничное здание у нас будет стоить по оценкам 500-700 миллионов крон. Строительство будет очень дорогим. Предварительные работы могли начаться уже в этом году, но он заканчивается, а работы так и не начали. И пока нет никакой чёткой информации на счёт этого строительства.

 

Возможно, такая неопределённость возникла из-за смены политических элит во время недавних выборов в парламент Норвегии. Но в том, что работу по реконструкции пограничных пунктов пропуска рано или поздно придётся довести до конца, не сомневается никто.

 

 

Архив новостей

X