Мурманск
!
0 °C

Мигрант или гость?

В последний день кинофестиваля «Северный Характер» состоялся медиа-форум
25.11.2013, 20:03
26

 

В последний день кинофестиваля «Северный Характер» состоялся медиа-форум. Его название: «Понаехали? Или добро пожаловать на Север?». Участники встречи обсудили важный вопрос: как же нам, жителям Севера, относиться к мигрантам? Слово — Сергею Ширяеву.

Кого-то холодный климат и суровая природа отталкивает. Кого-то наоборот — привлекает. Но как ужиться на одной земле, если мы все разные? Российские новости пестрят страшными заголовками. То россияне нападают на мигрантов, то наоборот. Так в чём же проблема?

 

Хишам Заман, режиссёр (Норвегия): «Когда несколько лет назад я показывал свой первый фильм, под названием «Зимняя страна», в Тромсё, один журналист спросил у меня, откуда я, какое у меня происхождение и когда я приехал в Норвегию. Зато он забыл меня спросить про мой фильм». 

 

Хишам Заман считает, что нездоровый интерес в обществе к вопросам происхождения человека и воспитания, подогревают сами журналисты. Ведь оценить человека по его корням невозможно. А как же тогда его дела и поступки?

 

Майкл Хатчинсон-Рейс, журналист (Финляндия): «Люди часто интересуются моим многокультурным происхождением. Люди думают, что это некая экзотика. И я пытаюсь объяснить людям, что там, где я родился, я нормальный, обычный. А вот на моей родине, например вы, мурманчане — необычные. Я не иностранец, я британско-финский тринидадец».

 

Майкл Хатчинсон-Рейс родом из Тринидада и Тобаго. Он признается, что не понимает, почему «приезжие» становятся объектами для обсуждения. Его родственники еще совсем недавно были рабами, но сейчас эта «зараза» побеждена. Теперь Майкл ждёт, что плохое отношение к мигрантам тоже исчезнет со временем. Но так дела обстоят в Северной Европе. А в России, к сожалению, градус нетерпимости растёт и растёт. И если всё чаще вокруг слышатся заявления: «Мы меньшинство, нас надо уважать», то о русских слышно всё меньше.

 

Сергей Юдков,  журналист (телекомпания ТВ-21): «Мы немножко забыли, что есть такая нация — русские. Есть армяне, есть грузины, есть норвежцы, но есть ещё и русские. Мы жили в огромной империи и всё равно в ней живём по-прежнему. У нас была немножко другая империя. С одной стороны говорили: тюрьма народов, а с другой говорили, что она какая-то не такая». 

 

Достаточно вспомнить, что еще совсем недавно, в одной невероятно большой стране, со своими проблемами довольно мирно существовали и узбеки, и таджики и латыши, и еще множество разных народов. А как быть теперь?

 

Афил Гусейнов, председатель мурманского отделения Всероссийского азербайджанского конгресса: «Европейские государства это перешагнули раньше нас. А у нас это дошло после развала Советского Союза. Что нам делать? Это раньше было огромное государство, союз, мы все вместе жили, дышали, ездили, друг к другу в гости. А сейчас получилось так, что развалился Советский Союз, мы стали врагами».

 

На втором часе дискуссии температура разговора начала накаляться. Стало ясно, что сейчас наступило время решить, как же всем народам существовать мирно на одной земле.

 

Валерий Гамза, журналист (Москва): «В Осло уже есть целые кварталы, куда белому человеку лучше не приходить, когда я видел в центре города очень много женщин полностью закрытых, только одни глаза их видны».

 

Сари Пёйхёнен, помощник консула Финляндии в Мурманске: «Мне не нравится слово «националист». Потому что для меня этого слово значит, что одна культура лучше другой. Я называю себя патриотом, и я горжусь, что я финка. И не считаю себя лучше других». 

 

Сергей Юдков, журналист (телекомпания ТВ-21): «Большее внимание правительство уделяет всё равно мигрантам. Оно их защищает, оно их поддерживает, оно запрещает журналистам говорить об их проблемах. Может быть, от этого национальная проблема, от этого обида». 

 

Чёткий ответ на поставленный вопрос пока найти не удалось. Зато понятны две вещи: часть ответственности за националистические проблемы несут не только законодатели, но и журналисты. От яркого слова, слишком острого репортажа, могут произойти жестокие последствия. 

Но и с другой стороны, все мы разные, и при этом - одинаковые. Разные национальности, но мы люди. И неважно, гость ты, или коренной житель, но без уважения - всё человеческое может попросту исчезнуть.