Мурманск
!
1 °C

Есть ли будущее у северных карельских городов?

«Соседи» - так мы назвали телевизионный проект, премьера которого состоится сегодня. Это серия репортажей о том, как живут в соседних с нами регионах. 
14.05.2014, 20:03
13

«Соседи» - так мы назвали телевизионный проект, премьера которого состоится сегодня. Это серия репортажей о том, как живут в соседних с нами регионах. Это не туристический гид, не обзор достопримечательностей, а рассказ об успехах и проблемах, общих заботах, в которых живем и мы мурманчане и наши соседи по Северо-Западному региону России. Первые репортажи наша съемочная группа привезла из Карелии.

Дорога из Мурманска в Карелию одна. Автотрасса «Кола». В последние годы ее основательно отремонтировали, хотя время от времени ремонт еще идет, а кое-где асфальт уже потрескался. Надо снова латать. За окном пролетают поселки юга Кольского полуострова. Знак «Карелия», «Полярный круг». И вот первая остановка в Чупе.

Три кита, на которых держалась экономика Чупы в прежние времена – рыболовство, лесная промышленность и добыча слюды - рыбу выловили, сосны вырубили, в 90-е годы слюда оказалась никому не нужна.

Чупа упоминается еще в летописях Соловецкого монастыря. Сейчас здесь живет две с половиной тысячи человек. За последние двадцать лет численность населения упала вдвое.

Многие жители всю свою жизнь связывали с горным комбинатом, добывали слюду.

Владимир Комиссаров: «Мы работали на военно-промышленный комплекс и, когда военно-промышленный комплекс нес потери, то и нас полностью закрыли, шахты затопили. Геологов было 900 человек».

В поселке еще есть школа, детский сад, больница, магазинчики, но народу все меньше.

Николай Романов: «А что здесь делать? У меня два внука в Ленинграде. Один на севере в Мончегорске живет. Здесь делать нечего. А раньше никто не уезжал, все здесь работали. Шахты были, сейчас все закрыто».

Несколько лет назад тогдашний глава Карелии Катанандов заявил, что у Чупы нет будущего, и предложил жителям переселяться. Люди возмутились и заявили, что, коль Карелии не нужны, то они присоединятся к Мурманской области.

Что манит на север - так полярки, которые платят в Мурманской области. Зарплаты у бюджетников в райцентрах Северной Карелии совсем крохотные.

С врачами везде проблема - и в Карелии, и в городах Мурманской области. Выпускники вузов предпочитают устраиваться в столичные медицинские центры, на Север не хотят.

В соседнем городке, в Кеми, в эти весенние дни затишье. Отсюда самый близкий путь до Соловков - в июне откроется навигация, и пойдут катера с туристами и паломниками на архипелаг.

Тогда, может быть, у местных торговцев хоть какая-то прибыль будет. На рынке торгуют местные фермеры - их не так много, и те, что есть, копейки считают.

Житель Медвежьегорская Александр Бобылев - предприниматель, у него рыбный ларек у вокзала.

Александр Бобылев, продавец рыбы: «Взять, например, Путина - у меня есть к нему претензии, но я за него голосовал, потому что лучше никого нет».

Место у ларька проходное, но, говорит торговец, власти местные совсем не дают развиваться. На вокзале полиция гоняет - торговать рыбой нельзя.

Есть ли будущее у северных карельских городов? Местные жители, как правило, вздыхают, плечами пожимают - не знают, что ответить. Власти думают - Карелия республика богатая и полезными ископаемыми, и лесом - нужно только научиться всем этим правильно распоряжаться.

Туризм уже приносит первые дивиденды, но есть сомнение, проживут ли только лишь доходами от туризма города и поселки северной Карелии?