Об этом в рамках конференции по подводным технологиям SubSeaTech2014, проходящей в Санкт-Петербургске, заявил главный инженер Центра судоремонта "Звездочка" Олег Фролов.
По словам главного инженера "Звездочки", воздействие морской среды на контейнеры с ядерным топливом недостаточно изучены, поэтому подводная лодка К-159, затонувшая при буксировке у берегов Кольского полуострова, представляет особую угрозу экологической ситуации в регионе.
В момент аварии АПЛ только направлялась на утилизацию, отработанное ядерное топливо из нее выгружено не было. В связи с этим специалисты "Звездочки" регулярно проводят замеры радиационного фона в районе затопления.
Кроме того, уже разработан план подъема и утилизации данной подводной лодки, рассматривается вариант проведения работ совместно с зарубежными коллегами.
При подъеме подводной лодки со дна моря специальной утилизации требует не только отработанное ядерное топливо, но и вода, находящаяся внутри корпуса. По международной классификации ее принято относить к жидким радиоактивным отходам.
После прохождения процедуры очистки, ранее радиоактивная вода предъявляется на проверку контролирующим органам и впоследствии сливается в канализацию, откуда попадает в акваторию северодвинского порта.
В остальном процедура утилизации аварийной подводной лодки аналогична действиям по плановой утилизации списанной АПЛ.