Мурманск
!
3 °C

Затонувшее у Кильдина американское судно исследуют с помощью роботов

В Баренцевом море у западных берегов острова Кильдин продолжается уникальная операция. Там в марте 1945 года, в самом конце войны затонуло американское судно «Томас Дональдсон». На его борту находились т
17.07.2014, 20:01
88

В Баренцевом море у западных берегов острова Кильдин продолжается уникальная операция. Там в марте 1945 года, в самом конце войны затонуло американское судно «Томас Дональдсон». На его борту находились тысячи тонн груза - помощь американцев, которую они отправляли в воюющий с Гитлером Советский Союз.

И вот спустя 70 лет было решено детально исследовать судно и попытаться хоть что-то поднять с морского дна. Из Баренцева моря - репортаж Сергея Юдкова и Сергея Ломако.

На выходе из Кольского залива в эти дни движение. В нескольких сотнях метров от острова Кильдин стоит мощный плавучий кран, аварийно-спасательные корабли Северного флота. А под ними на глубине 55 метров вот уже почти 70 лет покоится американский сухогруз «Томас Дональдсон».

Остров Кильдин - печальное место в истории мореплавания, восточное побережье вообще называют мурманским бермудским треугольником. Здесь на западном берегу под нами лежат так же десятки кораблей.

В годы второй мировой войны союзные конвои доставляли из Англии и Америки в Мурманск военные и гуманитарные грузы. Всего за четыре года пришло 42 конвоя - более тысячи кораблей. Германия всячески старалась преградить им путь. Каждый восьмой сухогруз был затоплен. Сегодня они лежат на дне морском на всем пути следования конвоев - вдоль берегов Норвегии и в Баренцевом море.

Юрий Александров, руководитель организации «Полярный конвой»: «Вообще, вот смотрите, немножко не дошел - все правильно было моторы работали но набирал воду ...»

Юрий Александров руководит общественной организацией «Полярный конвой», капитан первого ранга, 18 лет отслужил на северном флоте - командовал эсминцем и большим противолодочным кораблем. О том, чтобы детально обследовать сухогруз «Томас Дональдсон» мечтал давно. Прежде всего, потому, что судно лежит в очень удобном месте, на малой глубине.

Дно исследуют с помощью новейших роботов. Это «Пантера» - мобильный необитаемый комплекс. Он предназначен для поиска и подъема на поверхность подводных объектов с километровой глубины.

Михаил Поповкин, начальник группы подводно-технических работ аварийно-спасательного отряда Северного флота: «Вот вы видели, как он поднял гильзу - и так же один из захватов меняется, который может перерубать стальные концы до 38 миллиметров и пила, которая режет до 45 миллиметров».

Но «Пантера» в силе поднять груз до ста килограммов. На борту же американца находятся грузы, гораздо более внушительных размеров.

Пока с борта затонувшего корабля удалось поднять не так много - вот один из самых крупных объектов - это паровая лебедка . медная обтянутая рыбацкими тралами, обросшая водорослями .

Уже четко установлено, что «Томас Дональдсон» не смог доставить в Мурманск - паровозы, самолеты, боеприпасы, а так же танки.

Андрей Кульшин, старший специалист аварийно-спасательного отряда: «Танк находится по правому борту крана, лежит на глубине 55 метров , вот сейчас водолазные суда его осматривали».

Что за танки вез «Томас Дональдсон» в Мурманск известно точно. Это «Шерманы» выпуска 42-44 годов. Тридцати тонные бронированные машины. По своим боевым характеристикам «Шерман» и примерно соответствовал советскому Т-34. В эти дни уже была предпринята попытка вытащить один из танков из трюма.

Алексей Дубинский, старший специалист аварийно -спасательного отряда: «Мы его застропорили и пытались поднять, когда была нагрузка 15 тонн, он у нас встал на дыбы, с него все слетело и он вышел из трюма».

Водолазы Северного флота уже неоднократно исследовали палубу и внутренние помещения погибшего корабля.

Дмитрий Колосов, водолаз первого класса: «Лично я видел три «Шермана» там, друг за другом они стоят…»

Водолазам приходится работать в непростых условиях - хотя глубина и небольшая, но все равно темно, водоросли, ил. Помогают подводные камеры - они видят под водой лучше, чем человеческий глаз и могут проникнуть в самые недосягаемые места.

Дмитрий Колосов, водолаз первого класса: «Ходят легенды что «Шерманы», когда отправляли, смолили и в ствол внутрь клади коньяк или что виски и с другой стороны с люка тоже смолили - вот достанем проверим».