Мурманск
I
-4 °C

В Дальних Зеленцах располагается северная коррозионная станция

Наш следующий репортаж с побережья Баренцева моря, из Дальних Зеленцов. Там располагается северная коррозионная станция. Вот уже 65 лет там изучают то, как ржавеет металл. Это научное учреждение сегодня переживает не лучшие времена - спрос на работу уч
19.08.2014, 20:04
71

Наш следующий репортаж с побережья Баренцева моря, из Дальних Зеленцов. Там располагается северная коррозионная станция. Вот уже 65 лет там изучают то, как ржавеет металл. Это научное учреждение сегодня переживает не лучшие времена - спрос на работу ученых упал. Вот уже 4 года нет ни одного нового заказа. Из Дальних Зеленцов - репортаж Сергея Юдкова и Сергея Ломако.

Все в этом мире тленно. Даже самые прочные металлы - алюминий, железо, чугун подвергаются воздействию окружающей среды. И вот сегодня мы отправимся туда, где изучают коррозию металла.

Дальние Зеленцы - северо-восток мурманского берега. Когда-то это был центр науки. Тут располагалась главная база биологического института. Ученые изучали морских обитателей, а по соседству с ними работали химики. Коррозионная станция была создана еще в 1948 году.
Ее задача изучать, как неблагоприятные природные условия влияют на сохранность разных видов металлов. Проще говоря, проверять опытным путем насколько устойчивы к ржавчине чугун, сталь, алюминий, другие сплавы.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Воздухом, влажностью и хлоридами, то есть, сколько соли оседает на поверхности образцов. Каждый месяц мы делаем анализ, определяем концентрацию соли».

Любовь Григорьевна Березина - человек-легенда. Всю жизнь она отдала своей работе. Трудно себе представить, что на коррозионной станции она отработала уже 48 лет!

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «В зимнее время ветер южных направлений - хлоридов меньше. Коррозия при отрицательных температурах практически не протекает, продукты коррозии при положительных и при влажности свыше 80 процентов».

Коррозионная станция - ровная площадка на продуваемой со всех сторон ветрами макушке сопки. Есть еще участок у самого берега моря. Подобных станций в России всего 4 - две в Подмосковье, одна на Дальнем востоке - и наша - самая северная в Дальних Зеленцах.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Это образцы из Свердловского института машиностроения, вот видите – нержавейка».
 
Хоть и, казалось бы, прочный материал, а и у металлов век недолог. Каждый образец,  а их тут десять тысяч Любовь Григорьевна регулярно проверяет на коррозию. Стальные образцы уже через пять лет в сырости и на ветру ржавеют, алюминий держится дольше.
Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Алюминий все равно первые пять лет стоит, небольшой налет коррозии, а потом расслаивающая коррозия. Он получается такой расслаивающийся, как торт наполеон».

В советские годы на коррозионную станцию регулярно отправляли свои материалы автозаводы, авиапредприятия, так называемые «почтовые ящики» - секретные институты, занимающиеся разработками в сфере обороны и космоса. Стенд с образцами автоваза - они прибыли сюда в 1978 году - сегодня - сплошь ржавчина.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Есть образцы, которые уже и больше стоят. Но многие просто стоят без хозяев - просто многие организации в 90-х годах закрыты».

И хотя новых заказов нет, станция не прекращает работу. А ее хозяйка кропотливо,  изо дня в день, из года в год снимает показания, отправляет их в Москву для анализа. Любовь Березина уверена, что наступят времена, когда работа северной коррозионной станции снова будет востребована.