В Дальних Зеленцах располагается северная коррозионная станция

<p>Наш следующий репортаж с побережья Баренцева моря, из Дальних Зеленцов. Там располагается северная коррозионная станция. Вот уже 65 лет там изучают то, как ржавеет металл. Это научное учреждение сегодня переживает не лучшие времена - спрос на работу ученых упал. Вот уже 4 года нет ни одного нового заказа. Из Дальних Зеленцов - репортаж Сергея Юдкова и Сергея Ломако.<br /><br /></p>

Наш следующий репортаж с побережья Баренцева моря, из Дальних Зеленцов. Там располагается северная коррозионная станция. Вот уже 65 лет там изучают то, как ржавеет металл. Это научное учреждение сегодня переживает не лучшие времена - спрос на работу ученых упал. Вот уже 4 года нет ни одного нового заказа. Из Дальних Зеленцов - репортаж Сергея Юдкова и Сергея Ломако.

Все в этом мире тленно. Даже самые прочные металлы - алюминий, железо, чугун подвергаются воздействию окружающей среды. И вот сегодня мы отправимся туда, где изучают коррозию металла.

Дальние Зеленцы - северо-восток мурманского берега. Когда-то это был центр науки. Тут располагалась главная база биологического института. Ученые изучали морских обитателей, а по соседству с ними работали химики. Коррозионная станция была создана еще в 1948 году.
Ее задача изучать, как неблагоприятные природные условия влияют на сохранность разных видов металлов. Проще говоря, проверять опытным путем насколько устойчивы к ржавчине чугун, сталь, алюминий, другие сплавы.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Воздухом, влажностью и хлоридами, то есть, сколько соли оседает на поверхности образцов. Каждый месяц мы делаем анализ, определяем концентрацию соли».

Любовь Григорьевна Березина - человек-легенда. Всю жизнь она отдала своей работе. Трудно себе представить, что на коррозионной станции она отработала уже 48 лет!

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «В зимнее время ветер южных направлений - хлоридов меньше. Коррозия при отрицательных температурах практически не протекает, продукты коррозии при положительных и при влажности свыше 80 процентов».

Коррозионная станция - ровная площадка на продуваемой со всех сторон ветрами макушке сопки. Есть еще участок у самого берега моря. Подобных станций в России всего 4 - две в Подмосковье, одна на Дальнем востоке - и наша - самая северная в Дальних Зеленцах.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Это образцы из Свердловского института машиностроения, вот видите – нержавейка».
 
Хоть и, казалось бы, прочный материал, а и у металлов век недолог. Каждый образец,  а их тут десять тысяч Любовь Григорьевна регулярно проверяет на коррозию. Стальные образцы уже через пять лет в сырости и на ветру ржавеют, алюминий держится дольше.
Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Алюминий все равно первые пять лет стоит, небольшой налет коррозии, а потом расслаивающая коррозия. Он получается такой расслаивающийся, как торт наполеон».

В советские годы на коррозионную станцию регулярно отправляли свои материалы автозаводы, авиапредприятия, так называемые «почтовые ящики» - секретные институты, занимающиеся разработками в сфере обороны и космоса. Стенд с образцами автоваза - они прибыли сюда в 1978 году - сегодня - сплошь ржавчина.

Любовь Березина, начальник северной коррозионной станции: «Есть образцы, которые уже и больше стоят. Но многие просто стоят без хозяев - просто многие организации в 90-х годах закрыты».

И хотя новых заказов нет, станция не прекращает работу. А ее хозяйка кропотливо,  изо дня в день, из года в год снимает показания, отправляет их в Москву для анализа. Любовь Березина уверена, что наступят времена, когда работа северной коррозионной станции снова будет востребована.

Читайте также

Полное видео программы «Дежурный по Печенге»

Вы не хотите читать? Вы хотите смотреть всё и сразу? Тогда эта страничка для вас. Только здесь вы найдёте полное видео программы «Дежурный по Печенге» от 17 августа 2019 года.

Новости наших партнёров

X