Мурманск
"
-8 °C

Учения в Гаджиево

Подводники Северного флота отработали спасение экипажа аварийной подводной лодки. Ее роль выполнил ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула». Учения состоялись в Гаджиево - за развитием событий следили Родион Северьянов и
25.08.2014, 20:09
42

Подводники Северного флота отработали спасение экипажа аварийной подводной лодки. Ее роль выполнил ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Тула». Учения состоялись в Гаджиево - за развитием событий следили Родион Северьянов и Александр Любителев.

Авария на глубине,  что может быть страшнее для подводника. Подлодка, застывшая в толще воды,  словно космический корабль, потерянный где-то на орбите.

Подлодку «Тула» на грунт, разумеется, погружать не стали - достаточно было притопить носовую часть стратегического подводного крейсера. Люки торпедных аппаратов как раз оказались на глубине порядка двух метров - это один из способов покинуть терпящую бедствие лодку. Один из водолазов готовится к погружению - на лодке еще один спасатель в легком снаряжении на подстраховке. Прямо сейчас в полной темноте, в тесной трубе торпедного аппарата диаметром в полметра, трое подводников готовятся к выходу из лодки.

Николай Евменов, начальник штаба Северного флота: «Выходить из торпедного аппарата легче, когда он заполнен водой. В сухую ползти по этой трубе, имея на шее дыхательный аппарат - больше 20 кг, стесняющий комбинезон - дело не особо приятное. Поэтому  забрался в аппарат торпедный, выровнял дыхание, подумал о чем-то хорошем, и после этого осуществляешь выход. Здесь главное не волноваться и надеяться, что тебе помогут твои друзья, для этого надо готовиться, знать, кто идет за тобой, что он из себя представляет, когда есть надежда на друга, на товарищей, что тебя спасут,  волноваться не надо».

И вот на глубине появляется оранжевое пятно - при помощи водолаза подводник поднимается на поверхность.

Следом за ним показывается следующий. Тут главное не упустить покинувшего лодку моряка. За спасательной операцией внимательно наблюдает оператор подводного комплекса «Фалкон».

Роман Плешаков, заместитель командира аварийно-спасательного отряда: «Это необитаемый телеуправляемый аппарат, с его помощью проводятся обследовательские работы, с помощью видеофиксации, у него цветная видеокамера, глубина работ до 150 метров, так же у него есть манипулятор, он может захватывать и поднимать небольшие грузы весом до 5 кг».

Одному из моряков по легенде учений не посчастливилось - получил травму и условно потерял сознание. Водолаз транспортирует его к спасательному судну, подводника на руках выносят на берег, где его уже ждет переносная складная барокамера «Кубышка».

Вес «Кубышки» под 100 кг. Но это последний шанс спасти подводника, поднявшегося с большой глубины.

5 человек несут «Кубышку», еще один - баллоны с дыхательной смесью, плюс оператор - он уже выровнял давление в барокамере и связался с пострадавшим моряком - тот чувствует себя нормально, можно везти в госпиталь.
Этот новейший агрегат на учениях использую впервые, их всего два на Северном флоте - в Гаджиево и Североморске, в ближайшее время такими барокамерами вооружат все соединения подводных сил.

Следующий этап учений - спасение с борта лодки в надводном положении - в воду летит объемистый баул, сильный рывок за линь, и он превращается в спасательный плот. Четко и без волнения моряки отработали все возможные способы на него забраться, и по штормтрапу и прямиком - прыжком с борта.
Самое сложное - транспортировка раненного товарища, как бы не упустить, но и с этим подводники справились без проблем, спасательные учения на флоте - неотъемлемая часть службы.