Мурманск
"
-10 °C

На заповедных островах

Мы продолжаем серию репортажей с побережья Восточного Мурмана, из Дальних Зеленцов. Нашей съемочной группе удалось побывать на необитаемых островах Гавриловского архипелага. Туда очень редко ступает нога человека. Бывать там разрешается  лишь орни
29.08.2014, 20:02
68

Мы продолжаем серию репортажей с побережья Восточного Мурмана, из Дальних Зеленцов. Нашей съемочной группе удалось побывать на необитаемых островах Гавриловского архипелага. Туда очень редко ступает нога человека. Бывать там разрешается  лишь орнитологам, которые ведут учет гнездящихся там птиц. И мы благодарим руководство Кандалакшского государственного заповедника за предоставленную возможность побывать там нашей съемочной группе. Итак, острова Большой Гусинец. Репортаж Сергея Юдкова и Сергея Ломако.   

Баренцево море редко бывает спокойным. Но нам повезло - у моря погоды ждали недолго. Да и в проливах за островами волна была не сильная.  Малые и Большие Воронухи, Баклан, Большой и Малый Гавриловский, Белая Луда, Большой и Малый Гусинцы - всего девять островов входит в архипелаг. Все они заповедные - людям там находиться нельзя.
За  порядком следит Николай Елисеев - инспектор Кандалакшского заповедника.   Узнать, не забрался ли какой нарушитель на остров можно легко  - птицы тут же поднимут шум.

Зверей тут нет - ни волков, ни зайцев, ни лис. Только мышки обитают - полевки-экономки. Весь остров изрыт норами.

Вот только мы высадились на остров и сразу обнаружили гнездо – видите, тут три птенца черного баклана. Мы, конечно, не будем их сильно тревожить, волнуются.
Северное лето короткое, птенцы растут быстро. Проходит месяц - и родители уже начинают ставить их на крыло - учить летать.

У серебристых чаек врагов на острове практически нет. И за птенцов они могут быть спокойны. Вот встречаем птенца чайки - ему чуть больше месяца - уже покинул гнездо, но еще не может жить без пищи, которую ему носят родители. А это гнездо больших бакланов - они черного цвета. Кроме них, на Гавриловских островах обитает еще один - хохлатый баклан: молчаливые птицы - издают хрипящие звуки, только когда встревожены.  

Пересчетом птиц орнитологи занимаются летом, когда только-только появляются  птенцы. Тогда же проводят кольцевание.
Николай Елисеев, инспектор Кандалакшского государственного заповедника: «Ловим, специальная удочка у нас такая с крючком с гнезда, окольцевал выпустил, окольцевал выпустил. И молодых птенцов».

На разных островах архипелага - разные условия. Где голая скала, где уютные поросшие золотым корнем - целебной родиолой розовой - расщелины. И птицы обитают разные.

Вот мы практически на самой вершине скалы - под нами огромный птичий базар, но в основном здесь кайры.  
Наша цель найти самую редкую птицу, занесенную в Красную книгу России – тупика. Они довольно пугливы, но нам удается увидеть  их.

Атлантический тупик. Fratercula arctica. Семейство чистиков, отряд ржанкообразных - удивительные птицы - красноносые арктические попугайчики.

Вот сзади меня сидят сразу три тупика, это очень интересные птицы – они, в отличие от чаек или гагар, которые гнездятся на скалах - тупики роют норы. Вот там хорошо видно несколько сразу.
В норах тупики строят гнезда, там высиживают птенцов.
Николай Елисеев, инспектор Кандалакшского государственного заповедника: «Нора у него около трех метров, птенцов выводят ночью в августе месяце. В темное время. И сколько у них птенцов появляется? Обычно один».
Мест, где обитает атлантический тупик, не так много. Исландия, Фарерские острова, Шотландия, Ньюфаундленд, Лабрадор и Ян-Майен. В российской Арктике численность его невелика. Несколько  десятков пар орнитологи зафиксировали на Новой Земле. Ну а самая крупная колония «арктических попугаев» - около 20 тысяч пар тупиков  - располагается у нас, на скалистых островах Восточного Мурмана.