Мурманск
I
-11 °C

Где шведы прятали золотой запас страны?

Сегодня исследуем Буден – город в шведской губернии Норботтен. Стоит он на левом берегу реки Луле-Эльвен. Здесь расположен один из крупнейших гарнизонов шведской армии – Буденская крепость. Сейчас она уж
01.10.2014, 16:13
23

Сегодня исследуем Буден – город в шведской губернии Норботтен. Стоит он на левом берегу реки Луле-Эльвен. Здесь расположен один из крупнейших гарнизонов шведской армии – Буденская крепость. Сейчас она уже не используется в военных целях и открыта для посещения туристов.

К крепости ведёт извилистая дорога. Чем выше поднимаемся, тем уже становится горный серпантин. За окном мелькают сосны, скалы. А вот и первые редуты. О строительстве укреплений шведы задумались ещё в 19 веке, после поражения в русско-шведской войне. А возвели форд только вначале века 20-го. Здесь находился сверхсекретный центр обороны, до 1997 года Буден был закрытым городом. Наверху нас встречает шведский гид, Бернт Викстрём.

Бернт Викстрём, туристический гид: «Мы с вами находимся у входа в форт Рёдбари. Здесь, в скале, пять этажей, мы пройдём по ним».

Вход закрывают ворота с массивной железной решеткой, за которой раньше держали собак. На службу брали только немецких овчарок. Военная угроза миновала. На смену злобным «волкодавам» пришёл этот милый Бассет. Ещё шаг, и мы на внутреннем дворе. Здесь эстакады для пушек, бойницы, подпись короля Швеции и некоторые инструменты, с помощью которых строили этот форт.

Стены дворика высотой с 5-этажный дом, ощущение, что находишься в глубоком колодце. Наверху смотровая площадка, место для часового. Внутри скалы могло разместиться больше 500 человек. В длинных туннелях - казармы с двухэтажными койками, матрацы и подушки набиты конским волосом. При входе – умывальники в ряд. Система водопровода и вентиляции смонтирована под потолком. Вода поступала из скважины, пробитой в скале.

Лариса Капитонова: «Представляю, как люди жили в такой ситуации. Становится не по себе».

На одном из уровней - госпиталь: как положено, с палатами для больных и раненых, с реанимацией и даже креслом стоматолога. Здесь, почти в походных условиях, могли провести любую операцию.

Ирина Шеркунова: «Впечатляет. Страшно продумать, как в то время орудовали этими инструментами».

Пищу для солдат и офицеров готовили на специально оборудованном камбузе. Прошло почти сто лет, а кухонная утварь и техника ещё в рабочем состоянии: комбайны, яйцерезки, мясорубки.

Кормили офицеров в кают-компании. Столы накрыты белоснежными скатертями, сервированы не хуже, чем в наши дни. Неожиданно. В небольшой нише – отдельный стол на две персоны для королевских особ. Командование заседало на другом этаже. В крепость была проведена телефонная и радио-связь.

Олег Теребенин: «Это центр наведения на цели по горизонтали, по вертикали. Отсюда давали команду, по каким координатам стрелять».

Пушки форта могли вести круговой обстрел в радиусе 25 километров. Самые большие орудия находились ближе к вершине горы – на самом верхнем уровне. Отсюда можно попасть на смотровую площадку.

Крепость построена на высоте 150 метров над уровнем моря. В хорошую погоду отсюда отличная панорама на город Буден. И даже видны окраины Лулео, который находится в 40 километрах отсюда. Нам не повезло. Окрестности накрыл туман, но это не помешало особо любопытным исследовать башни крепостных орудий.

Даниил Гусев: «Так как я увлекаюсь историей, мне очень понравился этот форт и история форта. Сейчас я сижу на этой пушке, из которой я стрелял».

Олег Теребенин: «Эти пушки не произвели ни одного боевого выстрела за все времена. Здесь хранился золотой запас Швеции. И это был самый укрепленный район».

Если окажетесь в Будене, можно посетить ещё Музей обороны. Здесь собрана история вооруженных сил Швеции с конца 19 века по сей день. У входа – выставка боевой техники: вертолёт, танки, пушки, самоходные орудия, военный транспорт. Внутри небольшая библиотека, где нам удалось отыскать книги даже о Ленине и Сталине. Есть образцы техники и вооружения, военной формы разных лет, корзина от воздушного шара. Такие использовали в начале 20 века во время учений для рекогносцировки на местности и корректировки огня. Подниматься они могли на высоту до одного километра, и были оборудованы телефонной связью.

Завтра заглянем в окрестности действующей авиационной базы и увидим уже снятые с вооружения и современные модели самолетов.

Смотреть сюжет.