Мурманск
!
0 °C

Из Мурманска – в заполярную Дудинку

Наши сегодняшние координаты - 72 градуса северной широты и примерно 80 градусов восточной долготы. Мы миновали Карское море, позади остался остров Сибирякова, и сейчас мы входим в Енисейский залив.
05.12.2014, 12:08
89

Наши сегодняшние координаты - 72 градуса северной широты и примерно 80 градусов восточной долготы. Мы миновали Карское море, позади остался остров Сибирякова, и сейчас мы входим в Енисейский залив.

Этот путь хорошо знаком мурманским морякам. И тем, кто возит грузы по северному морскому пути, и  экипажам атомоходов, которые помогают сухогрузам пробивать путь во льдах. Мы держим путь из Мурманска в заполярный порт  Дудинка. По сути, из Европы в Азию. Границей двух частей света являются Карские ворота – пролив, разделяющий материк и Новую Землю.

На траверсе Канина носа очень сильно качнуло, в каюте капитана открылся шкаф, оттуда вывалилось пять тарелок, все разбились. К полудню нас прикрывала от ветра Новая Земля, и качать почти перестало.

Виктор Конецкий, «Баренцево море». Путешествуем мы на Арктическом экспрессе. Это дизель-электроход «Мончегорск» - один из судов флота «Норильского никеля». Гигантским кораблём управляют всего два десятка человек. Само судно, по сути дела, огромный компьютер, но всё же требует человеческого участия. Сергей Кудрявцев – капитан с большим стажем. Работал в Мурманском морском пароходстве, водил транспортные суда различных классов. Бывал в самых разных регионах мирового океана - от Антарктиды и берегов Африки до Гренландии.  Сейчас его привычный путь - в арктических морях.

Сергей Кудрявцев, капитан дизель-электрохода «Мончегорск»: «Вся наша жизнь - это сравнение, если погода замечательная, то зачем нам лёд, а когда волны 4 - 5 метров, то первая мысль - скорей бы добраться до льда».

Арктику иногда называют кухней погоды. Большая часть циклонов зарождается у берегов Гренландии, они несут непогоду в Баренцево море, шторма разбиваются о Новую Землю, иногда проникая и в восточный сектор Арктики.

Сергей Кудрявцев, капитан дизель-электрохода «Мончегорск»: «Два года назад, в феврале так  штормило, что мы не могли выйти в  чистую воду. Мы искали лёд и кромкой, потому что долбило очень серьёзно».

Прогноз погоды на сутки вперёд моряки получают от метеорологов, учёные института Арктики и Антарктики предоставляют карту ледовых полей, чтобы экипаж мог принимать решение, каким путём идти лучше. Но сложности начинаются, когда приходится заходить в Енисей. В реке не тот простор, чем в море. Тут и мели, и перекаты. И тут за работу принимаются лоцманы. Родион Юн знает все мели на сибирских реках. 20 лет отработал на Колыме, ещё двадцать на Енисее.

Родион Юн, лоцман: «Эти реки давно уже изучены, только делались промеры сначала со льда, потом эхолотами, потом многолучевыми».
Енисей – река своевольная, неспокойная. Ежегодно по весне бурно разливается, затапливая берега и подмывая, песок  несёт в море, и фарватер постоянно меняется.

От устья Енисея до Дудинки всего то 365 миль, но судно преодолевает их за сутки, на мелководьях сбавляя скорость. Вокруг безлюдные места, редкие посёлки. Но вот на горизонте появляются жилые дома, высятся  портальные краны. Наш путь подходит к концу – это заполярная Дудинка – столица Таймыра.

«Наше Утро»

СМОТРЕТЬ СЮЖЕТ