В школе №11 поселка Раякоски завершился «Экологический лагерь»

<p>В этом году благодаря поддержке &laquo;Норильского никеля&raquo;, он получил новый статус - &laquo;Эколагерь высоких технологий&raquo;. Можно ли из ерша сделать тюленя и какова температура снега - ответы на эти вопросы вместе с юными исследователями искала наша съёмочная группа.</p>

В этом году благодаря поддержке «Норильского никеля», он получил новый статус - «Эколагерь высоких технологий». Можно ли из ерша сделать тюленя и какова температура снега - ответы на эти вопросы вместе с юными исследователями искала наша съёмочная группа.

Исследователи из группы климата дружно следят за показаниями многофункционального лабораторного диска - новинки, позволяющей определять множество параметров - от температуры снега до интенсивности человеческого пульса.

Вокруг портативной метеостанции тоже шум и гам. Юные метеорологи наперебой фиксируют изменения силы и направления ветра, атмосферное давление и влажность.

Есения Чекан, ученица 6 класса школы №14 города Мончегорска: «Я вообще раньше не изучала климат. Мне очень нравится вот это вот всё».

Екатерина Сердюк, ученица 8 класса школы №19 города Заполярного: «Мы замеряли направление ветра, скорость ветра и температуру. Ветер переменный, но преобладает юго-запад и северо-восток. Дальше мы будем наблюдать, сделаем проект и в конце смены расскажем подробно всё».

Научное оборудование эколагеря также пополнилась биноклями для наблюдения за растениями и лупой большого увеличения со специальной подсветкой. Под ней можно рассмотреть даже структуру снежинок.

Пока одни юные исследователи изучают климат, другие - водопроводную воду. Технологически процесс не сложный, главное не перепутать пробирки, тест-полоски и соблюсти все пропорции. Работать приходится хоть и с безобидными, но всё же реактивами. По этому, обязательно соблюдение техники безопасности. Облачившись в халаты и перчатки, качество воды юные учёные определяют сразу по нескольким показателям.

Елена Титова, учитель биологии и химии: «Это в частности РН-показатель. Какая вода - кислая, щелочная или нейтральная. Так же мы определим цветность воды. Вода должна быть без запаха, без цвета. И ещё попытаемся сделать анализ на наличие нейтратов. Тоже важный показатель, потому, что они в организме человека накапливаются и плохо выводятся».

Дина Юрьева, ученица 9 класса школы №19 города Заполярного: «У нас получились результаты почти одинаковые. Мы брали пробы из водопровода и из бутылки с питьевой водой, купленной в магазине. Практически результат одинаковый, вода в бутылке была немного чище, чем в водопроводе».

В соседнем с лабораторией кабинете идёт теоретическое занятие. Юннаты знакомятся с норвежским опытом охраны окружающей среды. Беседу ведёт Бента Кристиансен. Биолог по образованию, она занимает пост начальника отдела охраны окружающей среды офиса губернатора Финнмарка.

После лекции ребята задали несколько, в том числе очень взрослых вопросов. Например, о международном сотрудничестве между Россией, Норвегией и Финляндией в области сохранения природы и культуры пограничья трёх стран. Как будет строиться дальнейшая совместная работа, с учётом непростой политической обстановки.

Михаил Кротов, ученик 10 класса школы №11 посёлка Раякоски: «По мнению Бенты Кристиансен экология, сохранение важнейших видов и вообще приграничное сотрудничество стоит выше любого политического кризиса. То есть, их департамент должен подчиняться правительству. Но, при этом, нельзя забывать о тех связях, которые давно существуют между нашими странами. Нельзя забывать о том, что экология стоит выше любой политики».

Увлекательные беседы, познавательные опыты и измерения стали возможны благодаря корпоративной программе Норильского никеля «Мир новый возможностей». Проект эколагеря - один из победителей конкурса социальных инициатив, организованного компанией.

Людмила Александрова, руководитель проекта «Экологический лагерь высоких технологий»: «В лагере мы спланировали работу детей в творческих группах. Дети будут вести наблюдения за погодой, дети будут вести маршрутные учёты. Так же осуществлять работу в творческих группах у нас будут журналисты, «Новости-бобровости» - так придумали дети. У нас будут заниматься художественным творчеством».

Вооружившись мощными биноклями, планшетами и лыжами, на лесную тропу готовится отправиться группа юных следопытов.

Дарья Козлитина, ученица школы №3 посёлка Никеля: «Это бланк для исследования показателей того что мы увидим. Будем вносить результаты: какой маршрут, какая погода, какие следы. Будет отдельный лист для того, чтобы зарисовать эти следы. Нужно будет отчертить линию, с какой стороны будет след животного».

Параметры следопыты замеряют по определённой схеме. Сначала выбирают один из традиционных для наблюдения и чётко фиксированных маршрутов. При движении, через каждые сто метров делают остановку для замеров толщины снежного покрова и зарисовки следов.

В России зимний маршрутный учет применяется для определения плотности населения и численности средних и крупных млекопитающих на больших территориях. Методика основана на том, что среднее число пересечений учетным маршрутом следов животных учитываемого вида прямо пропорционально плотности населения этого вида.

А число следов на местности зависит от активности перемещений животных: чем активность больше и чем больше животное перемещается, тем больше вероятность пересечений его следов с учетным маршрутом.

Оксана Кротова, методист отдела экологического просвещения заповедника «Пасвик»: «Девочка одна сказала, я в окрестностях Никеля хожу и отмечаю следы, и я заячьи следы определю, а остальные не всегда. И эта методика и этот выход на лыжах помогут им в дальнейшем уметь ориентироваться в лесу, уметь определять следы. Думаю, это хороший опыт».

Через час группа возвращается в лагерь и подводит первые результаты.

Дарья Козлитина, ученица школы №3 посёлка Никеля: «По дороге мы ещё увидели дерево - сосна сухостойная. На ней сделал дятел два дупла. Так же мы измеряли глубину снега и самая большая была - 70 сантиметров на четвёртой точке. Через 400 метров. Средняя 65-60. Так же мы встречали новые следы именно лисьи, заячьи и много было старых следов».

Какой же лагерь без творческой жилки. В свободное от науки время, детвора принялась лепить снежные фигуры. Погода в самый раз, при нуле градусов, снег охотно принимает разные формы. Для педагога теперь главное - обуздать бурную детскую фантазию.

Марина Лыщик, преподаватель школы №14 города Мончегорска: «В начале решили сделать снеговика. Снеговик не получился. Сделали ерша, ёрш не получился. Сделали окуня, окунь не получился. Сом - сом не получился. В результате - тюлень. А из снеговика решили сделать матрёшку».

Как говорят преподаватели - экватор проекта успешно пройден. Вторая смена «Экологического лагеря высоких технологий» в Раякоски запланирована на июнь.

Людмила Александрова, руководитель проекта «Экологический лагерь высоких технологий»: «У нас есть своего рода доска отзывов. И вчера дети написали, что супер-лагерь, всё здорово, мне очень нравится. То есть, мы думаем, нам удалось задуманное и будем двигаться дальше по реализации этого проекта».

Новости наших партнёров

X