В Гремихе состоялась уникальная операция по вывозу ядерного топлива

<p>База подводных лодок, а ныне место ядерной опасности. Наша съёмочная группа в минувшие выходные побывала в посёлке Гремиха, где состоялась уникальная операция по вывозу отработавшего ядерного топлива.<br /><br /></p>

База подводных лодок, а ныне место ядерной опасности. Наша съёмочная группа в минувшие выходные побывала в посёлке Гремиха, где состоялась уникальная операция по вывозу отработавшего ядерного топлива.

Кран вынимает контейнеры с отработавшим топливом из отсеков временного хранилища и перевозит их в специальное место на транспортном судне. Такую операцию ранее не проводил никто и никогда.
 Хотя работа по выгрузке с аварийных подводных лодок на объектах РосРАО ведётся с 2008 года. С этого времени в Губе Андреева, Сайде и Гремихе состоялось три таких операции.

Валерий Пантелеев, директор Северо-западного центра «СевРАО»: «Единственная зона, которая была разобрана, была разобрана в лаборатории физико-энергетического института с помощью роботов. Здесь, как вы видите, роботов нет».

База в Гремихе была сформирована в 58-м году. Подводные атомные лодки стояли на доковом ремонте, хранилось отработавшее ядерное топливо и радиоактивные отходы. Здесь и больше нигде в России можно было перезарядить ядерные реакторы с жидким металлическим теплоносителем. Спустя десятки лет база перестала соответствовать требованиям по безопасности, а в начале 90-х годов была и вовсе разрушена.

Мустафа Кашка,  первый заместитель генерального директора, главный инженер предприятия «Атомфлот»: «Для загрузки этого топлива требовалась постройка на берегу загрузочного пункта с длительным периодом проектирования. С завозом строительных материалов, как вы знаете, дороги здесь нет, только морем. Всего этого удалось избежать за счёт переоборудования судна».

С 2008 года, шаг за шагом специалисты центра очищают Мурманскую область от радиоактивных отходов. Не больше двух рейсов в год. Грузовые перевозки осуществляются только морским транспортом. И вот сейчас блоки отправятся на теплоходе в Мурманск на теплоходе «Серебрянка».

Капитан Александр Стряпков, скрывая волнение, продолжает улыбаться. Для него это первый рейс на судне, на борту которого находится несколько тон опасного радиоактивного топлива.

Александр Стряпков, капитан теплохода «Серебрянка»: «Обычный рейс. Люди же работают годами, полжизни здесь проводят. Семьи заводят, детей имеют».

Основа реактора - 235 уран повышенного обогащения. Но в процессе использования ядерное топливо подвергается высокому облучению, и в итоге от «свежего» отличается высокой радиоактивностью.

Уровень радиации в зоне погрузки круглосуточно контролируют два специалиста. Кроме этого, каждому, кто входит в зону радиоактивной опасности выдают индивидуальный дозиметр. Хранить его положено у сердца. Каждый человек может в любой момент измерить какую дозу излучения получил его владелец.

К слову, за время, проведённое на опасном объекте, наша съёмочная группа получила одну тысячную часть годовой нормы. Специалисты говорят - вред от микроволновки - больше. Но всё же безопасности уделяется особое внимание.

Валерий Пантелеев, директор Северо-западного центра «СевРАО»: « Внештатных ситуаций не было и быть не может. Я всегда это повторяю, безопасность у нас стоит на первом месте. Если мы не уверены, в каких-то своих действиях на 100%, ты мы эту работу не начинаем».  
Ежедневно на смене работает около 35 уникальных специалистов - многие приехали из других регионов. Подобрать персонал для проведения таких опасных работ было очень не просто.

Александр Бойков, заместитель главного инженера отделения «Гремиха»: «Люди у нас - это самое ценное, мы ими дорожим. При проведении всех этих работ, у нас переоблучения личного состава не было».

Следующая остановка теплохода «Серебрянка» с ядерным топливом на борту - порт «Мурманск». Дата и время рейса держатся в строжайшем секрете. Затем утилизация на челябинском предприятии «Маяк».

Специалисты уверены, через 5-7 лет с такими темпами работы, посёлок Гремиха - станет не только местом с уникальной северной природой, сильнейшими ветрами и чистейшими озёрами, но и экологически безопасным объектом.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X