«Сибирь» подвинет «Арктику». Правда, только на стапеле Балтийского завода. В Северной столице заложили первый серийный атомный ледокол «Сибирь», который будет обеспечивать проводку танкеров с ямальской нефтью и газом.
О том, почему атомоходы для Севера строят серией - в материале наших коллег с телеканала Ямал-Регион из Петербурга.
Вслед за Арктикой пойдет и «Сибирь». Строящийся головной атомный ледокол на стапеле Балтийского завода догоняет новый, вот его первая закладная секция.
Закладка первого серийного ледокола нового проекта - это еще один шаг в освоении Севера. Эти суда были специально задуманы двухосадочными, то есть способными работать и в море и на мелководье Обской губы.
Они должны будут заменить выводимые из эксплуатации атомоходы и обеспечить нефтегазовым проектам безопасную транспортировку во льдах. Именно поэтому к строительству Арктики и Сибири повышенное внимание. «Росатомфлот» уже заключил контракты на ледовые проводки до 40 года, причем практически весь грузопоток по Севморпути в ближайшие годы будет формироваться в округе - 18 миллионов тонн в год Ямалг СПГ, 11 - Новый порт.
Для экономики этих проектов важна быстрая и бесперебойная транспортировка сырья - новые ледоколы благодаря ширине и мощности смогут проводить даже огромные танкеры.
Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Росатомфлот»: «Это как раз под те газовозы, 16 газовозов, которые строятся специально для проекта «Ямал» сжиженный природный газ, совершенно другая задача. Вы не можете свой товар вести очень медленно, он у вас станет неэффективным, поэтому мы обеспечить должны судоходство с такими же практически скоростными показателям как и открытое море».
Использоваться ледоколы будут в основном в западной части Севморпути, но по своим техническим характеристикам смогут работать и в более тяжелых условиях востока - это важно, например, для Ямал СПГ, 80% экспорта которого предназначается для рынков Тихого океана.
Алексей Рахманов, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»: «В этом ледоколе очень много инновационный решений, в частности, система электродвижения, которая как раз же поставляется нам российскими производителями. В общей логике создания и атомных ледоколов, и большинства, в том числе и военных кораблей, электродвижение станет основой на протяжении следующих двадцати-тридцати лет. И тот задел, который мы делаем в рамках разработки и строительства головного ледокола, по сути открывает нам ворота для развития этой технологии в России».
После спуска на воду «Арктики» - по плану в конце года - освободившееся место на стапеле займет растущая Сибирь. Балтийский завод в Петербурге получил заказ на строительство трех таких ледоколов. Третьим универсальным атомоходом должен стать «Урал».
По словам главы «Росатома» Сергея Кириенко деньги выделены полностью на всю серию атомных ледоколов - никакие бюджетные ограничения здесь не стали помехой. Имена судов выбраны в соответствии с морской традицией - в честь заслуженных ледоколов предыдущего поколения.
Сергей Кириенко, генеральный директор госкорпорации «Росатом»: «Принимая это решение, мы собрали капитанов атомного ледокольного флота, все руководство и люди, которые ходят на этих ледоколах».
По плану «Арктика» должна войти в строй в 17м году, «Сибирь» в 19м, еще через год - следующий серийный ледокол «Урал», но он пока не заложен.