«Торговый порт - старший брат Мурманска»

<p><strong style="text-align: justify;">Т</strong><strong style="text-align: justify;">ак называется серия телевизионных историй, которую подготовила телекомпания ТВ-21. Старший брат - это морской торговый порт. Он на целый год старше Мурманска. Осенью этого года ему исполнится 100 лет!</strong></p>

Так называется серия телевизионных историй, которую подготовила телекомпания ТВ-21. Старший брат - это морской торговый порт. Он на целый год старше Мурманска. Осенью этого года ему исполнится 100 лет!

Мы расскажем вам о самых ярких страницах истории этого предприятия, без которого невозможно представить наш город-герой.

А так же с помощью краеведов, историков, ветеранов порта, нынешних портовиков постараемся вспомнить то, что затерялось в тени десятилетий. Прямо сейчас отправимся в конец 19 века, во времена, когда решался вопрос, где быть самому северному порту России.

Кольский полуостров. Край незаходящего солнца и долгой полярной зимы. Эти места с древних времен населяли саамы - пасли оленей, ловили семгу в реках. Русские поморы ходили на тресковый промысел, били морского зверя, варили соль, рубили лес. Столетие за столетием - жизнь текла неспешно, размеренно.

Все изменилось в середине 19 века. Россия проиграла крымскую войну. Англо-французская эскадра обстреляла Кандалакшу, Умбу, Колу, уничтожив величественный 19-главый Вознесенский собор.

Всем стало понятно - Мурман - северный край Российской империи с его незамерзающим Кольским заливом приобретает особое военное значение. Одна за другой сюда отправляются экспедиции. Дороги посуху нет - добираются по морю - из Архангельска или вокруг Скандинавии.

Алексей Киселев, доктор исторических наук, почетный гражданин Мурманска: «Едут великие князья и большие путешественники, едут любители острых ощущений, романтики, в том числе и художники, и общественность начинает спорить - где же на Мурмане строить порт?»

70-80-е годы позапрошлого века. Исследователи мурманского берега дают первые предложения. Вариантов размещения порта - много.

Алексей Киселев, доктор исторических наук, почетный гражданин Мурманска: «Одни говорят, что надо строить на Рыбачьем и называли даже бухту Озерко, другие говорят, что надо строить на востоке в районе Териберки, но третья группа наиболее многочисленная утверждала, что надо строить новый порт в Кольском заливе.  Кольский залив широкий, Кольский залив глубокий, Кольский залив хорошо уже был изучен».

В 1894 году император Александр Третий отдает распоряжение приступить к строительству. Исполнителем назначается министр финансов Сергей Витте. Его комиссия выбирает место - Екатерининская гавань. Но Александр Третий умирает, а новый царь Николай Второй решает строить военный порт… в Курляндии, в Либаве. А в Екатерининской гавани возвести торговую гавань, и так возникает город Александровск.

Екатерина Орехова, кандидат исторических наук:  «Но он оказался совершенно бесполезен из-за отсутствия дороги, которая могла бы его связать с центром страны».

На рубеже веков вновь запахло большой войной. Турки закрывают для России Черное море, немцы хозяйничают на Балтике. И вновь в царском правительстве - разговоры о Мурмане. Николай Второй утверждает проект строительства межокеанских великих железных дорог - стальная магистраль должна была протянуться от Порт-Артура и Владивостока до Мурманска!

Екатерина Орехова, кандидат исторических наук: «Именно здесь появилась возможность связать Россию с Антантой, с ее союзниками .. достаточно близко к центру страны и достаточно удобно.»

Но тут - поражение в войне с Японией, и в самой России - революция. Европа бурлит, как паровой котел. И вот 1914 год - начинается первая мировая. Англия готова оказывать нам помощь - оружие, боеприпасы - но куда везти?

И не зря говорят, что русские долго запрягают, да быстро едут - тридцать лет разговоров, споров да обсуждений, и всего за год на пустынном берегу Семеновской бухты вырастают причалы, готовые принимать морские суда.

Юрий Шумилкин, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Очень удобное место, удобный ландшафт для города, потому что была осушка очень большая, которая позволяла по краям строить пристани для судов любой в то время осадки. И само дно - ил-песок, песок-ил, и не было скалы, так что сваи можно было бить свободно».

12 километров берега - от реки Роста до Варничного ручья. Сто лет назад - зимой 1915 году тут застучали топоры - началась большая стройка.

Алексей Киселев, доктор исторических наук, почетный гражданин Мурманска: «Решение о строительстве Мурманского торгового порта было принято в феврале 15 года, приблизительно через месяц после того, как решено было строить железную дорогу, и с самого начала было ясно, что эти две стройки должны быть взаимосвязаны - железная дорога и порт. Вот так и выбрали это место, которое до этого было практически необитаемо, нежилое, по крайней мере».

Сегодня уже мало кто знает, но сто лет назад в заливе были острова. Семеновские. Один местные поморы называли Хлебный, второй Сенной. Располагались они примерно в двухстах метрах от берега. С приходом строителей от них ничего не осталось - акватория постепенно засыпалась, сегодня на их месте - портовые причалы.

Первое название поселения, которое в 1915 году начало расти на берегу залива - Семеновское. Первые жители будущего Мурманска - города, которого еще не было ни на одной карте - строители. Часть из них прибывали сюда из Архангельска по морю, часть - через Финляндию и Норвегию.

«Алексей Киселев, доктор исторических наук, почетный гражданин Мурманска:Пензенские, тамбовские, саратовские крестьяне - их привезли через Петроград, через Финляндию, Териоки, потом в Нарвике посадили на пароходы и они всей этой огромной толпой пали ниц впервые увидев море».

И железную дорогу и порт, кроме русских, строили многонациональные бригады. Это и союзники по Антанте, и военнопленные австро-венгерской и германской армий. А так же тысячи гастарбайтеров - китайцев.

Екатерина Орехова, кандидат исторических наук: «Китайцы, на самом деле, строили железные дороги по всей империи, их вербовали в Харбине, в Шанхае, вывозили сюда по железной дороге, они числились, как наемные рабочие на полном государственном обеспечении».

1915 год. Разгар мировой войны. Великие державы схлестнулись в смертной схватке.
И в это время ударными темпами, каких не знало и мирное время, на Мурмане разворачивается огромная стройка.

Первым деревянным причалам совсем скоро суждено стать морским глубоководным незамерзающим портом - самым северным в России.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X