Мурманск
"
-5 °C

«Баренц - 2015»

Спасение утопающих - дело профессионалов. В Баренцевом море завершились международные учения «Баренц-2015». Они проходили с привлечением сил МЧС, Погрануправления ФСБ, Минтранса, Рос мор реч флота и Северного флота - со стороны России.&nbsp
04.06.2015, 20:10
23

Спасение утопающих - дело профессионалов. В Баренцевом море завершились международные учения «Баренц-2015». Они проходили с привлечением сил МЧС, Погрануправления ФСБ, Минтранса, Рос мор реч флота и Северного флота - со стороны России. 

Норвежскую сторону представляли морские и воздушные суда объединенного спасательно-координационного центра, береговой охраны и департамента полиции.

За основным этапом морской операции с борта спасательного буксира Северного флота наблюдали Эльвира Серга и Константин Кабанец.

Учения «Баренец» проводят в Арктике ежегодно уже 18 лет. Организаторами поочередно выступают Россия и Норвегия. В этом году главенствует Россия. На спасательном буксире Северного флота мы прибываем в заданный квадрат - Варангер Фьорд, где встретимся с норвежскими кораблями и приступим к поиску и спасению экипажа судна, условно терпящего бедствие.

Ровно в 10 по московскому времени радио Вардё передало сообщение о судне, терпящем бедствие. По легенде учений, весь экипаж, 16 человек, оказался за бортом, а сам корабль утонул.
По тревоге были подняты спасательные силы России и Норвегии.

Координаты бедствия приняты. Первым по команде к поиску пострадавших приступает противолодочный самолет ИЛ-38. Задача лётчиков обнаружить манекены, выставить «маркеры» и передать в центр уточненные координаты. Сделать это на скорости 500 км\ч и на высоте всего 300 метров над уровнем моря непросто, к тому же нет разрешения на пересечение воздушной границы сопредельного государства, но экипаж Игоря Будаева с заданием справляется мастерски.

Андрей Гладков, начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы авиабазы морской авиации СФ: «С ювелирной точностью прошли вдоль границы и с третьего захода обнаружили манекены на воде, отмаркировали и далее навели в район вертолеты».

Эстафету приняли: российский Ка-27 и норвежский «Сиа Кинг». Каждому надо поднять из воды по одному манекену и доставить на буксир.

Волнение моря небольшое, ветер умеренный, но манекены слишком лёгкие, их быстро разносит в разные стороны. Это усложняет операцию. Вводные меняются. Норвежцам задача - продолжать эвакуацию с воды вертолётом, российской стороне - подключать морские силы.

Пострадавший за бортом обнаружен. Команда буксира в считанные минуты спускает на воду спасательный плот. Еще минута и условно пострадавший на борту. Его встречают медики. Можно считать - опасность для жизни миновала.

Константин Яковлев, капитан спасательного буксира «СБ-523»: «Любая практическая работа, любая практика, конечно, очень важна для экипажа. Это отработка как морских навыков, так и морской спасательной подготовки».

Следующий этап - взаимодействие с авиацией. Российский Ка-27 первым заходит с кормы и зависает точно над ютом. Держать минимальную высоту над палубой в открытом море, ориентируясь только по горизонту - одно из сложнейших упражнений и требует от лётчика максимальной концентрации внимания.

За штурвалом Антон Куц, опытный пилот, все делает правильно. Фельдшер касается палубы, крепкое рукопожатие и обратно в вертолёт. Зачет сдан «на отлично». Также виртуозно с заданием справляются норвежцы. Им удалось поднять с воды два манекена, один из них доставили на буксир.

Андрей Чумак, командир вертолётного отряда морской авиации Северного флота: «Авиационная часть, первый этап наших учений, был отработан с высоким качеством на высокую оценку».

Всего в морской спасательной операции от России и Норвегии было задействовано около 15 морских судов, два вертолёта и самолет. Все 16 условно пострадавших были обнаружены, эвакуированы и получили медицинскую помощь.

Владимир Горбань, начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота: «Мы здесь все выполняли одну задачу и друг другу подсказывали, друг друга наводили. Никакие санкции на это не распространяются, потому что человеческая жизнь превыше всего и, как добрые соседи, мы должны быть готовы прийти друг другу на помощь, оказать помощь, что было сегодня и продемонстрировано».

В ходе второго этапа учения провели тренировку по организации взаимодействия между силами России и Норвегии при ликвидации последствий экологической аварии вследствие розлива нефти на морской акватории. И также - успешно. В следующем году сотрудничество планируют продолжить, руководить учениями будет норвежская сторона.