Что такое социальное предпринимательство и как, решая насущные проблемы общества, можно заработать деньги?

<p>Что такое социальное предпринимательство? Где грань между желанием заработать и стремлением помочь людям? Почему в России мало социальных предпринимателей, и отчего эту сферу деятельности специалисты называют &laquo;голубыми океанами&raquo;?</p>

Что такое социальное предпринимательство? Где грань между желанием заработать и стремлением помочь людям? Почему в России мало социальных предпринимателей, и отчего эту сферу деятельности специалисты называют «голубыми океанами»?

На форуме социальных технологий, который в минувшем году организовала компания «Норильский никель», наша съёмочная группа нашла ответы на эти вопросы.

В России социальное предпринимательство, утверждают историки, появилось ещё на рубеже 19-20 веков. И примером тому можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским, где каждый нуждающийся мог выполнять какую-то работу, получив взамен приют и заботу. Но в современной России о социальном предпринимательстве вспомнили лишь в 2007-ом, когда бизнесмен Вагит Алекперов организовал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

Алексей Молчанов, бизнес-тренер: «Любой бизнес в основе своей социален. То есть, если он не будет удовлетворять какие-то потребности, бизнес не будет успешным. Поэтому, есть два чётких критерия, на которые можно обратить внимание. Первый - социальный бизнес всегда решает социально-значимый запрос общества. То есть, должна стоять какая-то острая проблема. И второй момент - эта проблема не решается на территории государством либо каким-то другим органом».

Таким образом, социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход. То есть, находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности. Успешным опытом бизнес-решения социальных проблем как раз и делились участники форума в Мончегорске.

Алексей Молчанов, бизнес-тренер: «Вот мне очень понравился пример города Братска. Там ребята открывают питомник по выращиванию собак-поводырей. Причём не просто собак, а уникальных животных, которые приставляются к человеку, если у него есть инсулиновая зависимость. Собака может укол поставить. Причём, собака чувствует наступление криза у человека за пол часа до его возникновения. Она может предупредить хозяина, что ему нужно поставить себе лекарство. Очень хороший пример. Причём, поразило сильно, что собаки даже могут в стиральной машинке вещи стирать».

Ещё один пример успешного социального бизнес-проекта, организованного в Красноярске - «Театр на крыше». Изначально, «Театр на крыше» создавался друзьями и для друзей. Как признается вдохновитель Алексей Акимов, идея родилась просто от летнего безделья. Выбрали с заскучавшими товарищами открытую площадку - крышу одного из домов. Позвали друзей и устроили небольшое представление.

Алексей Акимов, социальный предприниматель: «Сейчас этих мероприятий стало больше. Первый год - это было 3 мероприятия, спустя два года - мы уже провели 21 мероприятие и не только какие-то театральные постановки, но ещё и музыкальные мероприятия и была даже опера».

«Театр на крыше» за два года стал одним из Красноярских брендов и теперь многие организации, в том числе крупные торговые центры, приглашают ребят на свои крыши. Выгодно получается всем - оставшиеся в городе зрители с удовольствием проводят летнее время, торговый центр привлекает дополнительных покупателей, а организаторы получают бесплатную площадку для выступлений и пусть и небольшую, но прибыль от продажи билетов. Вопреки сложившемуся стереотипу, социальное предпринимательство всегда должно подразумевать получение прибыли, заявляют эксперты.

Алексей Молчанов, бизнес-тренер: «Почему? Потому, что если бизнес не выходит на самоокупаемость, если он не начинает приносить деньги своему владельцу, такой бизнес через какое-то время умрёт 100 процентов. Есть такой постулат в бизнесе - бизнес должен быть интересен владельцу. Он спорен. Но я считаю так, что бизнес должен быть интересен всем сторонам. Клиенту - иначе он не будет жить. И владельцу бизнеса - потому, что если он не интересен, он его закроет. Поэтому, прибыль должна быть точно».

По мнению специалистов, рынок социального предпринимательства в России сегодня недооценён. При этом, многие успешные бизнесмены уже начинают видеть в социальном предпринимательстве так называемые «голубые океаны» - то есть, сегменты рынка, где мало или вообще нет конкуренции и где можно очень успешно развиваться. В Мурманской области есть некоторые примеры - например, создание антикафе. Но в целом, по мнению бизнес-тренеров, понимание, что такое социальное предпринимательство - ещё слабое. Возможно, проблема заключается в том, что у мурманской области, считают эксперты, как у территории ещё не явно сформирован запрос на социальные бизнесы. Что конкретно нужно населению, в чём люди ощущают дефицит, и в какой степени? Чтобы выяснить - нужно провести масштабные, а значит дорогие исследования. Но помочь может и крупный бизнес, организуя, по примеру «Норильского никеля», подобные социальные форумы.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X