Растет порт - растет город

<p>Мы продолжаем серию телевизионных сюжетов, посвященных предстоящему юбилею Мурманского морского торгового порта. Каждый четверг мы открываем новую страничку в истории этого предприятия.</p>

Мы продолжаем серию телевизионных сюжетов, посвященных предстоящему юбилею Мурманского морского торгового порта. Каждый четверг мы открываем новую страничку в истории этого предприятия.

Сегодня - 20-е годы прошлого века - сложнейший период, во время которого решалось быть ли порту, быть ли вообще Мурманску.

Это будет, но чуть позже - к концу 20-х годов прошлого века все решится. Мурманск нужен стране, незамерзающий порт должен строиться. А десятилетием раньше на городе едва не был поставлен крест.

Закончилась интервенция - англичане и французы оставили Мурманск, отправились на родину. Завершилась гражданская война - революционные матросы собрали чемоданы и тоже поехали домой. Новый город, основанный всего- то пять лет назад обезлюдел. В 1920 году в Мурманске осталось жить меньше двух с половиной тысяч человек.

Мурманск  в те годы был дальней провинцией. А новый порт с его новыми причалами - этакая пусть пока не ворота, даже не окно, а маленькая форточка в Европу и мировой океан - вот-вот была готова захлопнуться.

Александр Чапенко, кандидат исторических наук: «Стоял вопрос о полной ликвидации города, консервации порта, разбора железной дороги. Тем более, она была построена на живую нитку, и она уже тогда стала приходить в негодность».

Вот что вспоминает о Мурманске Вера Кетлинская - дочь контр-адмирала и главного начальника Мурманского укрепрайона, одна из первых мурманских комсомолок: Мурманск можно было назвать городом только из доверия к его будущему».

Но начался НЭП - новая экономическая политика. Новой советской власти остро требовалась валюта. Нужно было налаживать торговлю с Западом и Америкой. И в столице вспоминают о Мурманске, решают вновь использовать незамерзающий порт.

Александр Чапенко, кандидат исторических наук: «Грузооборот был низким. Небольшим, но тем не менее, в начале 20-х годов мы ввозили уголь, пока Донбасс восстанавливался после гражданской войны. Мы ввозили хлопок уже в годы НЭПа, а на экспорт шло прежде всего зерно и лес».

В порту в середине 20-х работало 10 подъемных кранов - но большую часть товара приходилось грузить вручную. В порту в те годы трудилась большая часть жителей Мурманска.

Константин Паустовский: «Далекие дымы пароходов и паруса северных шхун возвестили о близости Мурманска, похожего издали на полярный бревенчатый Севастополь. Старый Мурманск…. Он весь состоял из пришлых людей и напоминал ночлежку… В Мурманске женщин заметно меньше, чем мужчин. Город сугубо холостой и, как все холостые, мало заботящийся о жизненных удобствах».

1927 год. В Мурманске живет уже 8800 человек. Порт растет, строится. Увеличивается перевалка угля, с запада к нам поступает в огромных количествах хлопок. Порт объединяют в единое предприятие с железной дорогой.

Это было сделано для того, чтобы создать некую экономическую конфигурацию, которая позволяла выжить Мурманску в конкуренции с другими портам Советского Союза.

Яркое событие в истории раннего Мурманска - приезд Максима Горького, встречи с местной детворой.

И знаменитая цитата из очерка «На краю земли»: «На пустынном берегу Ледовитого океана, на гранитных камнях, местами уже размолотых движением ледника и временем в песок, строится город. Именно - так: люди строят сразу целый город… В Мурманске особенно хорошо чувствуешь широту размаха государственного строительства»

В 20-е годы Мурманск становится еще и рыбным городом. А чуть позже в морском порту начнется погрузка камня плодородия - апатита. Впереди - 30-е годы - индустриализация, пятилетки, освоение Арктики - много новых славных дел.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X