«Старший брат Мурманска»

<p>Меньше двух месяцев осталось до юбилея Мурманского морского торгового порта. Это одно из самых крупных предприятий города. Порт был создан в 1915 году - на целый год раньше самого Мурманска.</p>

Меньше двух месяцев осталось до юбилея Мурманского морского торгового порта. Это одно из самых крупных предприятий города. Порт был создан в 1915 году - на целый год раньше самого Мурманска.

В преддверии столетнего юбилея мы подготовили серию телевизионных сюжетов. Сегодня - рассказ о пятидесятых годах прошлого века.

Мурманск в начале 50-х годов с трудом, но оправлялся после войны. Город был почти полностью разрушен. На восстановление жилья и портовых причалов ушла целая пятилетка. Но вот, постепенно военные раны залечивались, мирная жизнь входила в свою русло.

Антонина Зотова, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Мы приехали, у нас отец в порту работал всю войну, а мы приехали в 45 из эвакуации из Архангельской области и как раз порт строил на Карла Либкнехта дома портовские, и нам сразу же дали квартиру».

Начальником порта в те годы был Василий Косяков. В 47 году он возглавил предприятие и занимал эту должность до 61 года. Был награжден орденом Трудового Красного знамени. Сегодня именем Косякова назван пассажирский катер.

Под его руководством в 50-е годы мурманский порт полностью оправился от войны, были отремонтированы и построены новые причалы, началась перегрузка новых грузов.

Алексей Киселев, доктор исторических наук: «Через Мурманск пошел железорудный концентрат, через Мурманск пошел апатитовый концентрат уже в гораздо больших количествах, чем до войны. И вообще загрузка торгового порта в те годы была очень высокой».

Нина Приёмышева, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Я три года отработала на причале тальманом, приемосдатчиком, а потом была старшим приемосдатчиком - то есть кладовщик».

Работа в порту всегда была сложной. Это сейчас полная механизация. А в 50-е большую часть грузов приходилось таскать вручную.

Антонина Зотова, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Самое тяжелое у нас было это железорудный концентрат, потому что это же железо, его чуть- чуть на лопате. То время очень много у нас выгружалось рыбы, потому что новых причалов в рыбных порту не было, и шла рыба через нас, очень много - плавбазы, рефрижераторы».

В 50-е годы Мурманск становится океанским портом. Корабли, которые грузятся здесь, отправляются во все части земного шара. В эти годы мурманские докеры отправляют к берегам Антарктиды научные экспедиции, оживает трасса Северного морского пути.

В конце 50-х Россия на помощь заполярным мореходам приходит атомоход «Ленин». Его портом приписки навсегда станет Мурманск.

Павел Пономарев, первый капитан атомного ледокола «Ленин»: «Мне выпала большая честь быть капитаном первого в мире атомоходов, чем же отчается он от других ледоколов - прежде всего это мощность».

С приходом атомохода «Ленин» работы у мурманских докеров прибавляется - навигация по северному морскому пути с началом эксплуатации атомного гиганта увеличивается.

Все больше судов грузится в порту, для того чтобы после отправиться на северные трассы, в далекие порты. Открывается новая станица в истории освоения Арктики.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X