Мурманск
!
3 °C

Экологический лагерь высоких технологий

Мы завершаем цикл сюжетов об экологическом лагере высоких технологий, который получил свой статус благодаря гранту от компании «Норильский никель». Экскурсию на остров Варлама работники заповедника «Пасвик» проводят каждый год и
10.07.2015, 20:00
37

Мы завершаем цикл сюжетов об экологическом лагере высоких технологий, который получил свой статус благодаря гранту от компании «Норильский никель». Экскурсию на остров Варлама работники заповедника «Пасвик» проводят каждый год и всегда она оставляет море впечатлений.

Чем уникален этот остров и как до него добраться? Вместе с юннатами в увлекательный поход отправились Анастасия Степанова, Александр Любителев и Павел Удалов.

Заповедник Пасвик от дороги отделяет забор с колючей проволокой, ведь он находится на самой границе - отсюда рукой подать до Норвегии. Работникам заповедника такие ограничения только на руку. Природа здесь чистая, нетронутая, а ещё с помощью камер видеонаблюдения учёные имеют возможность наблюдать за животными, которые перемещаются по территории.

Эта тропа - единственная в заповеднике, по которой водят туристов. Все остальные места для посторонних глаз закрыты. Школьники аккуратно, друг за другом, идут по тропинке. Шаг влево, шаг вправо считается неуважением к природе - здесь берегут каждый сантиметр земли.

Река Паз отделяет Россию от Норвегии. Границей считается центр водоёма. Долго любоваться красивыми видами школьники не намерены. Ведь они пришли не просто на экскурсию, их задача - собрать материал для исследований.

Приграничную землю уже в Раякоски, в специальных лабораториях будет исследовать группа почвоведов. Юные исследователи отправляются дальше, знакомиться с островом.

Остров Варлама - это остров, до которого можно дойти пешком. От материка его отделяет вот эта небольшая протока, через которую проложен деревянный мостик.

Путь до острова проходит по этим деревянным мосткам. Под ними - болото и небольшие ручейки.

Дорога ведёт прямиком к дому Ханса Сконнинга - норвежского орнитолога, который жил здесь в начале прошлого века. Строение тех лет не сохранилось, но работники заповедника «Пасвик» сделали реконструкцию дома. Ханс Сконнинг для них не просто учёный, он своего рода основатель заповедника.

Марина Трусова, заместитель директора заповедника «Пасвик»: «Здесь активная кипела жизнь в начале века, здесь были фермы, здесь была школа, магазины, в общем, целый город. Даже фотографии сохранились тех времён, там, 30-е гг прошлого века, на которых видно, что это такой город».

Остров Варлама - это не только красивые места, но и интересная история. Школьники с удовольствием слушают рассказы об этих местах. Елизавета Палтышева здесь была уже несколько раз, и сегодня вновь узнала что-то новое об острове.

Елизавета Палтышева, юный исследователь из Раякоски: «Сегодня нам рассказывали на орнитологической вышке примеры, почему мост, который разрушили немцы, называется французским. По двум версиям: одной - из-за того, что его перенесли из Франции, а по другой - потому что верх у него был выложен французским деревом, досками».

Школьники, да и взрослые, никогда не обходят вниманием этот объект. Ведь это уникальная возможность - полазать по самой настоящей пограничной вышке!

Это - старая вышка. В прошлом веке здесь несли службу российские пограничники, наблюдали с верхней точки за окрестностями. В 95-м у них появилась новая, а эту отдали заповеднику «Пасвик». И теперь здесь ведут наблюдения орнитологи.

Экскурсия на остров Варлама для участников экологического лагеря высоких технологий - это, как правило, самое яркое впечатление лета. Воспоминания о нём остаются и у взрослых ребят, и у тех, кто помладше.

Артём Поддергин, юный исследователь из Раякоски: «Мне очень понравилась вышка, ещё очень понравились рассказы. Ещё мне понравилось, что здесь раньше было очень много людей, а сейчас никого нет».

Материалы для пробы, которые собрали юннаты, будут тщательно исследованы, а все результаты работы потом опубликуют в специальном выпуске газеты заповедника. Чтобы школьники могли потом не только рассказывать друзьям и родителям о своих впечатлениях, но и хвастаться своими самыми настоящими научными достижениями.