Красиво, громко, энергично!

<p><span style="text-align: justify;">Сразу два юбилея отметили энергетики территориальной генерирующей компании номер один. 60-лет прошло с момента образования Каскада Пазских ГЭС, расположенного в Печенгском районе и 50-лет с начала экспорта электроэнергии Кольского полуострова в Финляндию. Мы побывали в приграничном посёлке Раякоски и познакомились с работой каскада-юбиляра.</span></p>

Сразу два юбилея отметили энергетики территориальной генерирующей компании номер один. 60-лет прошло с момента образования Каскада Пазских ГЭС, расположенного в Печенгском районе и 50-лет с начала экспорта электроэнергии Кольского полуострова в Финляндию. Мы побывали в приграничном посёлке Раякоски и познакомились с работой каскада-юбиляра.

Смотрите уникальные кадры в специальном репортаже Петра Широбокова и Александра Саницкого.

В состав каскада входят 5 станций, расположенных на Кольском полуострове - Кайтакоски, Янискоски, Раякоски, Хевоскоски и уникальная подземная Борисоглебская ГЭС. Общая установленная мощность - 187.6 мегаватт.

Работу каскада обеспечивает река Паз, её протяжённость 147 километров. Она отделяет Россию от Финляндии и Норвегии. Естественным водохранилищем для гидростанций служит финское озеро Инари.

Регулирующей станцией водной системы является Кайтакоски ГЭС - первая по месторасположению, а значит самая близкая к Инари станция Пазского Каскада. Она оказывает непосредственное влияние на уровень воды, необходимый для функционирования гидроэлектростанций, расположенных ниже по течению.

Янискоски ГЭС - первая станция Пазского каскада, начала строиться в 1938 году и через четыре года была запущена в эксплуатацию. Она предназначалась для электроснабжения никелевых рудников Петсамо.

В годы войны эта территория была оккупирована немцами, которые при отступлении в 1944 году взорвали плотину. Но станцию восстановили и в 1955 году приказом министерства электростанций СССР на базе Янискоски и строящейся тогда Раякоски был образован Каскад Пазских ГЭС.

Сегодня работа станций каскада полностью автоматизирована - управление осуществляется с единого диспетчерского пульта на Раякоски ГЭС, расположенной в одноимённом приграничном посёлке.

Посёлок Раякоски - самая северная точка мира, где пересекаются трёх государств - России, Норвегии и Финляндии. Проживают здесь около 200 человек, большинство из которых работники каскада Пазских ГЭС.

С 1992 года работает на каскаде Андрей Дроздов. Начинал дежурным инженером станции, теперь начальник ГЭС. Молодых специалистов учит относиться к работе не просто ответственно, но и с душой.

Андрей Дроздов, начальник ГЭС №4 и №5: «Это ваш второй дом. И не рассматривайте так, что вы пришли, что-то там раз-раз и ушли и ничего не волнует. Всё, что вы сделаете, всё это ваше, должен быть порядок, должно всё работать».

Конечно, на трудовом пути были разные этапы, в том числе и нелёгкие для страны и энергетических предприятий лихие девяностые.

Александр Антипов, директор филиала «Кольский» ОАО ТГК-1: «Когда неплатежи были, вот благодаря этому каскаду, благодаря экспорту электроэнергии, мы могли налоги покрывать, мы платили заработную плату людям. И это очень здорово помогало».

Николай Воробьёв, директор каскада Пазских ГЭС: «Слава Богу, что энергетика своим трудом не дала стране развалиться. Я считаю, что это был фундамент, благодаря которому не погибла промышленность и не погибла в своё время страна».

Именно строительство Пазского каскада определило развитие экономического приграничного сотрудничества внутри Баренц-региона в сфере электроэнергетики. Уникальность Каскада Пазских ГЭС заключается в возможности работать на три страны и обеспечивать электроэнергией не только Мурманскую область, но и север Норвегии и Финляндии. Международное сотрудничество устойчиво ведётся по нескольким направлениям и этой успешной совместной работе на местах не мешают внешние политические волнения.

Николай Воробьёв, директор каскада Пазских ГЭС: «Каждый должен заниматься своим делом. Производственники должны заниматься производством, а политики должны заниматься политикой. Если мы занимаемся своим делом, тогда этому сотрудничеству ничего не угрожает».

Сегодня энергетики готовы увеличивать выработку энергии на Пазском Каскаде, но пока такой потребности нет. Поэтому, среди приоритетных направлений работы по-прежнему остаётся безопасность и надёжность оборудования.

Александр Антипов, директор филиала «Кольский» ОАО ТГК-1: «Чем надёжнее работает оборудование, чем меньше мы тратим на эксплуатацию оборудования, тем ниже реальный тариф и ниже себестоимость электроэнергии. Мы хотели бы делать комплексные какие-то работы, которые в дальнейшем минимизируют стоимость электрической энергии».

Каскад Пазских ГЭС строился советскими специалистами совместно со скандинавскими партнерами. И уже тогда в конструкции и в оборудование закладывался такой запас прочности, что, например, вот эти гидроагрегаты на самой старой Янискоски ГЭС за 65 лет ни разу не потребовали капитального ремонта. Впервые он запланирован на 2017-18 годы.

Александр Антипов, ТГК-1 директор филиала «Кольский» ТГК-1: «Это мы первый раз разберём с 50-го года эти агрегаты. Первый раз!»

Александр Новиков, главный инженер филиала «Кольский»: «Это говорит о той системе ремонтно-эксплуатационной деятельности, которая была здесь построена и которая позволяет эксплуатировать агрегаты без капитальных ремонтов».

При этом, говорят специалисты, эксплуатация наших ГЭС практически не зависит от зарубежных запчастей. Оборудование работает безупречно, но всё же, после событий на Саяно-Шушенской ГЭС, на Пазском Каскаде был проведён ряд профилактических мероприятий.

Александр Антипов, директор филиала «Кольский» ОАО ТГК-1: «Заставили поставить дизель-генераторы на всех станциях в незатопляемых зонах. Это, конечно, увеличивает надёжность. Плюс, дополнительно мы везде поставили системы видеонаблюдения, виброконтроль дополнительный поставили. Когда один дежурный, чем больше у него информации, чем больше он может посмотреть и почувствовать, тем он увереннее находится на смене».

Что же касается жителей посёлка Раякоски, то им, в свою очередь, уверенности добавила бы хорошая асфальтированная дорога. Есть стабильная работа, нетронутая заповедная природа, чистый воздух, а вот сил передвигаться по просёлочной «гребёнке» больше нет.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X