Советские 70-е - годы рекордов и покорения Арктики

<p>Мы продолжаем серию репортажей посвященных юбилею Мурманского морского торгового порта. Ему скоро исполнится 100 лет. Сегодня рассказ о 70-х годах - времени больших коммунистических рекордов и покорения Арктики. На 40 лет назад - вернемся прямо сейчас.</p>

Мы продолжаем серию репортажей посвященных юбилею Мурманского морского торгового порта. Ему скоро исполнится 100 лет. Сегодня рассказ о 70-х годах - времени больших коммунистических рекордов и покорения Арктики. На 40 лет назад - вернемся прямо сейчас.

70-е годы прошлого века. Историки их называют иногда эпохой брежневского застоя. Съезды партии, пленумы, вера в светлое будущее и коммунизм уже к 80-му году, дорогой Леонид Ильич, бурные и продолжительнее аплодисменты.

Застой в политической жизни - и бурный экономический рост. Именно в 70-е годы Советский Союз становится одной из самых развитых в промышленном плане держав мира. Строится Байкало-Амурская магистраль, электростанции, заводы

Появляются новые города. В Мурманской области строится атомная станция, увеличивают мощности горно-металлургические гиганты - медь, никель, алюминий, апатит. Мурманск кормит рыбой весь Советский Союз. Торговый порт наращивает объемы перевалки грузов - в 70-м - уже 7 миллионов тонн. Новое направление - Мурманск - Дудинка - суда идут с медно-никелевым концентратом Норильска. И одна из главных задач - обработка генеральных грузов, обеспечение северного завоза.

Докерам мурманским скучать не приходилось.

Каюм Хайрулов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Сегодня на одном грузе, завтра на другом, опыт приобретался там реальный. Вот овощные компании, когда пароходы грузили - там даже руководители ходили с нами вместе - в вагоны, в трюмы, начальник порта и заместители его».

Строится, ремонтируется и сам порт, модернизируются причалы, идут дноуглубительные работы, чтобы принимать суда большей вместимости. Работы проводит как сам порт, так и специализированный трест «Морстрой».

Игорь Калошин, почетный гражданин Мурманска: «Он самодостаточный, у него все было свое, ему никакие не нужны были субподрядчики. начиная от морских дел, забивки свай и кончая сооружениями и сдачей в эксплуатацию - все делал этот трест «Морстрой».

70-е годы - это время комплексных ударных бригад и социалистического соревнования.

Портовики трудились не только за зарплату - а она была немаленькой даже для богатого Мурманска. Рабочие участвовали в соревнованиях за право получить переходящее знамя, диплом или звание ударника коммунистического труда.

Анатолий Шоломов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Наша бригада, тринадцатая, Соколов тогда был бригадиром, она занимала не один раз Всесоюзные. Есть у нас даже фотография, как победитель социалистического соревнования».

Каюм Хайрулов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Поднять свой престиж, престиж себя, престиж бригады, потому старались все дружно процент повыше сделать, чуть-чуть, но все это выливалось в переходящие вымпелы, грамоты».

Мурманский порт - самый крупный в мире за полярным кругом, незамерзающий - в 70-е годы соревновался с Ленинградским и Новороссийским. И очень часто выходил победителем. Но и труд докеров был не из легких - все таки Заполярье, рядом Ледовитый океан, а не теплое Черное море.

Анатолий Шоломов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Помните в 80-х годах залив замерзал, до абрам-мыса, морозы по месяцу стояли ниже 30 градусов. Все равно ледокол или буксир морского типа лед ломал у причала, чтобы пароход пришвартовался, он не мог, льды даже здесь мешали».

Каюм Хайрулов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Нелегкий хлеб, труд докера это не легкий хлеб. В любую погоду, в любое время года и днем и ночью. Независимо ни от чего - идешь на работу, смену отработаешь и чувствуется в мышцах - раньше же много было мешковых грузов, ящиков. А раньше все через свои мышцы проходило.

Среди самых заметных событий 70-х годов - продление Арктической навигации - она стала практически круглогодичной - прерывалась на два-три месяца. Во многом благодаря атомному флоту. В 75 году он пополнился атомоходом «Арктика».

А спустя еще два года «Арктику» торжественно встречали у причала мурманского морского вокзала. После того как ледокол успешно покорил Северный полюс. Мурманск в очередной раз доказал, что является столицей Заполярья.

X