Мы продолжаем серию репортажей посвященных юбилею Мурманского морского торгового порта. Ему скоро исполнится 100 лет. Сегодня рассказ о 80-х годах - времени, когда порту удалось побить немало рекордов. На 30 лет назад - вернемся прямо сейчас.
Кольский залив - широк, но тесно в нем судам. Огромные сухогрузы, большие морозильные рыболовные траулеры, атомные ледоколы - все спешат к своим причалам. В ожидании - томятся на рейде. А в 70-80-е годы залив был еще и пассажирской транспортной магистралью. Ежегодно пароходы и катера перевозили до двух с половиной миллионов пассажиров.
Юрий Васильев, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Во-первых, этих катеров типа «Челюскинец» - их было штук десять и они ходили по всем портопунктам Кольского залива, даже до Териберки.
Полярный, Кислая, Дальние Зеленцы, Мишуково - военные и их семьи , метеорологи, ученые, работникки портопунктов, просто грибники и рыбаки - желающих добраться по морю было немало. Особенно популярны были кометы - суда на подводных крыльях.
Юрий Васильев, ветеран Мурманского морского торгового порта: «но эти кометы тут на Кольском заливе не пригодились, потому что подводные крылья - попадались бревна всякие, плавающие предметы и они выходили из строя».
Одну кометы потом порезали на иголку, другую отправили на Кубу, еще одна несколько лет стояла на берегу Семеновского - там было кафе. Пароходы и буксиры носят имена известных портовиков - Зосимы Хабарова, Василия Исаева, Василий косяков, Михаила Карпачёва, Василия Косякова. 80-е годы - это время социалистических соревнований, по итогам которых лучшие бригады докеров получали награды. Десятки мурманских портовиков в те годы получили ордена и медали, государственные премии.
Нина Приёмышева, ветеран Мурманского морского торгового порта: «присваивали ударника коммунистического труда, боролись за это, для того чтобы быть ударником коммунистического труда не надо прогуливать, плохо работать, ответственным надо было быть на работе».
Трудовых достижений в те годы было немало. Мурманский порт первым в Советском Союзе перешел на выполнение погрузо-разгрузочных работ укрупненными бригадами. Развернулось движение по совмещению профессий.
Сергей Борецкий, докер-механизатор: «докер - это специалист в разных профилях - и крановщик, и водитель погрузчика, и ручной труд используется».
Нина Приёмышева, ветеран Мурманского морского торгового порта: «и у нас не было текучести кадров, все люди работали на своих местах, перевыполняли план .. зарплату у нас никогда не задерживали, хоть была даже перестройка, мы всегда получали и зарплату и аванс».
В 80-е годы торговый порт выполнял важнейшие государственные задачи - обеспечивал всем необходимым всю Советскую Арктику - от Дудинки до Тикси и Певека, от Шпицбергена до Новой Земли и Земли Франца Иосифа.
Каюм Хайрулов, ветеран Мурманского морского торгового порта: «самое экстремальное было когда мы трубы большого диаметра , газопроводы, когда грузили, отправляли. такой груз был опасный, чуть-чуть не так сделал и поплыло, повело ..».
Впереди были непростые 90-е, когда предприятия рушились, производственные конвейеры вставали, рабочие бастовали, сидя без зарплат. Конечно, и мурманский торговый порт в те годы резко снизил перевалку грузов. Однако вскоре его руководству удалось поставить предприятие на рыночные рельсы . И тем самым сохранить и трудовой коллектив, и сам порт.