Торговому порту - 100 лет!

<p>Мы продолжаем серию репортажей посвященных&nbsp; юбилею Мурманского морского торгового порта. Ему скоро исполнится 100 лет. Сегодня рассказ о 80-х годах - времени, когда порту удалось побить немало рекордов.&nbsp; На 30 лет назад - вернемся прямо сейчас.</p>

Мы продолжаем серию репортажей посвященных  юбилею Мурманского морского торгового порта. Ему скоро исполнится 100 лет. Сегодня рассказ о 80-х годах - времени, когда порту удалось побить немало рекордов.  На 30 лет назад - вернемся прямо сейчас.

Кольский залив - широк, но тесно в нем судам. Огромные сухогрузы, большие морозильные рыболовные  траулеры, атомные ледоколы  - все спешат  к своим причалам. В ожидании - томятся на рейде. А в 70-80-е годы залив был еще и пассажирской транспортной магистралью. Ежегодно пароходы и катера перевозили до двух с половиной миллионов пассажиров.
Юрий Васильев, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Во-первых, этих катеров типа «Челюскинец» - их было штук десять и они ходили по всем портопунктам Кольского залива, даже до Териберки.
Полярный, Кислая, Дальние Зеленцы, Мишуково  - военные и их семьи , метеорологи, ученые, работникки портопунктов, просто грибники и рыбаки - желающих  добраться по морю было немало.  Особенно популярны были кометы - суда на подводных крыльях.

Юрий Васильев, ветеран Мурманского морского торгового порта: «но эти кометы тут на Кольском заливе не пригодились,  потому что подводные крылья - попадались бревна всякие, плавающие предметы и они выходили из строя».

Одну кометы потом порезали на иголку, другую отправили на Кубу, еще одна несколько лет стояла на берегу Семеновского - там было кафе.  Пароходы и буксиры носят имена известных  портовиков  - Зосимы Хабарова, Василия Исаева, Василий косяков, Михаила Карпачёва, Василия Косякова. 80-е годы - это время социалистических соревнований, по итогам которых лучшие бригады докеров получали награды. Десятки мурманских  портовиков в те годы получили ордена и медали, государственные премии.

Нина Приёмышева, ветеран Мурманского морского торгового порта: «присваивали ударника коммунистического труда, боролись за это,  для того чтобы быть ударником коммунистического  труда не надо прогуливать, плохо работать,  ответственным надо было быть на работе».

Трудовых достижений в те годы было немало. Мурманский порт первым в Советском Союзе  перешел на выполнение погрузо-разгрузочных работ укрупненными бригадами. Развернулось движение по совмещению профессий.

Сергей Борецкий, докер-механизатор: «докер - это специалист в разных профилях -  и крановщик, и водитель погрузчика,  и ручной труд используется».

Нина Приёмышева, ветеран Мурманского морского торгового порта: «и у нас не было текучести кадров, все люди работали на своих местах, перевыполняли план ..    зарплату у нас никогда не задерживали, хоть была даже перестройка, мы всегда получали и зарплату и аванс».

В 80-е годы торговый порт выполнял важнейшие государственные задачи - обеспечивал всем необходимым  всю Советскую Арктику - от Дудинки до Тикси и Певека, от Шпицбергена  до Новой Земли и Земли Франца Иосифа.

Каюм Хайрулов,  ветеран Мурманского морского торгового порта: «самое экстремальное было когда  мы трубы большого диаметра , газопроводы,  когда грузили,  отправляли. такой груз был опасный, чуть-чуть не так  сделал и поплыло, повело ..».
Впереди были непростые 90-е,  когда предприятия рушились, производственные конвейеры вставали, рабочие бастовали,  сидя без зарплат. Конечно, и мурманский торговый порт в те годы резко снизил перевалку грузов. Однако вскоре его руководству удалось поставить предприятие на рыночные рельсы . И тем самым сохранить и трудовой коллектив, и сам порт.

X