Этнический фестиваль на карельском полуострове Медвежка

<p>Шуметь по белому, шутить по-взрослому! Культурный привет мурманчанам из карельского посёлка Чупа. Специальный репортаж ТВ-21 с фестиваля &laquo;Белый шум&raquo;.</p>

Может ли северный город стать похожим на южный курорт? Хороший урок могут преподать мурманчанам жители Карелии. В посёлке Чупа, что находится всего в 50 километрах от границы с Мурманской областью, раз в год живут по-южному.

Торговля, сувениры, танцы, рестораны и больше тысячи отдыхающих. Объединяет людей со всей России на карельском полуострове Медвежка фестиваль «Белый шум». В атмосферу этнических мантр - не без хорошей порции юмора!!! - погрузились корреспонденты ТВ-21. Смотрите наш специальный репортаж.

Где много людей, там есть место бизнесу. Сувенирные лавки располагаются прямо на камнях. И это не какие-нибудь однотипные магнитики. Все работы - ручной труд. Полина Верещагина приехала в Чупу из Петрозаводска. На её импровизированной торговой точке изделия из карельской берёзы, можжевельника и лосиного рога. Кулоны, серьги - украшения либо с наскальными изображениями, либо сами они в форме какого-то петроглифа. 

Полина Верещагина, жительница Петрозаводска: «Очень интересно просто самим представить мировоззрение древнего человека, который всё-таки жил в других условиях, нежели мы. То есть ближе к природе, ближе… какая-то взаимосвязь была для них очевидна и почему, действительно, они изображали, например, что-то определённое».

Пока Настя разглядывает всякие побрякушки, я тоже времени не теряю. Меня заинтересовало сакральное изображение под названием «мандала». Создают орнамент разными способами. Людмила плетет мандалу из цветных веревок. Сама символика и способ ее создания, рассказывает девушка, завораживает, а так же успокаивает душу.

Людмила Корнилова, жительница Северодвинска: «Гармонизирует пространство. Создает феншуйное и определенное настроение».

С погодой нам действительно повезло. Чистое небо, солнце греет. Поэтому у меня возникла идея… Надо Настю найти. 

Наталья Потапова, жительница Петрозаводска: «Растения мы собираем. Вот сегодня мы собирали колокольчики. Потом сушим в книжке, потом всё это между двумя стёклами помещаем и запаиваем». 

Стоят все эти изделия не дёшево. Зато это действительно штучная работа, эксклюзив, так сказать. А ручной труд всегда ценится хорошо. К тому же такие вещи обладают магической силой, уверены мастера. Ведь в любой предмет ручной работы вкладывается человеческая душа.

Юлия Иванова, инструктор по йоге: «Йога - это настолько уникальное, универсальное явление в нашей жизни в мировой культуре. Оно воздействует на все наши сферы жизни… Самое главное - это спокойное состояние души в самый тяжелый и не приятный момент. Я вас закрутила, а ваша задача расслабиться».

Музыка на фестивале специфическая, на любителя, так сказать. Тут и этнические напевы, и мантры, и буддийские мелодии. Но большинству это нравится, говорят, что эта музыка задает движения тела.

Наталья Гопайца, жительница Мурманска: «Мне очень понравилось, я приехала первый раз. Это замечательно, это здорово. Это чудесные места, где можно посмотреть и отдохнуть. Я в полном восторге».

Серафим Макангила, житель Санкт-Петербурга: «Это удивительное место, магическое. Здесь удивительные люди. Я счастлив, что знаком с такими людьми и с таким местом, которое не знают многие россияне».

И если приезжие в восторге от фестиваля, то у жителей Чупы отношение к нему неоднозначное. Толпы людей, музыка до утра - для кого-то фестивальные дни - это пытка. Но большинство, всё же, настроены дружелюбно.

Организаторы «Белого шума» к природе относятся бережно и того же требуют от участников фестиваля. Не разводить костры вне кострищ, убирать за собой мусор, не ломать деревья - за порядком здесь ежедневно следят. Фестиваль не должен нести хаос и разрушение, поэтому приглашают сюда музыкантов мирных направлений - регги и фолка. Представители других субкультур зачастую не умеют культурно вести себя на природе, делится наблюдениями организатор.

Илья Шкурибас, организатор фестиваля: «Мы очень много делаем для полуострова, для этого места. Всё, что здесь есть, мы стараемся делать это органично вплетая в ландшафт. Потому что для нас… мы не хотим здесь никаких заводов, фабрик. Вот эта эра прошла, пусть дальше будет природа. Здесь постоянно плавают тюлени, летают лебеди, живности много».

Судьба Чупы такая же, как и у многих небольших населённых пунктов. В 20-м веке посёлок был центром советского слюдяного промысла. В 1922 здесь началась добыча полевого шпата, кварца и слюды. Через 50 лет был построен горно-обогатительный комбинат, на котором трудилось около 2,5 тысяч человек. В 90-е всё рухнуло, люди стали уезжать из посёлка. В 2006 году Сергей Катанандов - в то время - глава республики Карелия, в телеэфире объявил посёлок экономически бесперспективным и посоветовал жителям покидать родные дома. Жители Чупы в ответ заявили, что в таком случае они желают войти в состав Мурманской области. 

Административных переделок не произошло, Чупа по-прежнему часть республики Карелия. В ней осталось жить около 3-х тысяч человек. Относятся к фестивалю «Белый шум» они по-разному, но как ни крути - для каждого жителя посёлка это большое событие. Причём событие всероссийского масштаба.

«Наше утро»

СМОТРЕТЬ СЮЖЕТ

 

X