Мурманск
9
-6 °C

Мурманскому торговому порту - 100 лет

Мы завершаем серию сюжетов, посвященных столетию Мурманского морского торгового порта.
06.08.2015, 20:03
73

Мы завершаем серию сюжетов, посвященных столетию Мурманского морского торгового порта.

За два месяца в телевизионном проекте ТВ-21 «Старший брат Мурманска» мы проследили всю историю этого одного из самых крупных предприятий города, старейшего предприятия! Сегодня рассказ о том, чего порт достиг за последние два десятилетия, с какими успехами вступил в 21 век.

90-е годы прошлого века - период перехода на новые рыночные рельсы - больно ударил по всей экономике России. Целые отрасли оказались в глубочайшем кризисе. Мощнейшие предприятия остались без заказов и обанкротились. Непростыми выдались эти времена и для Мурманского морского торгового порта - грузооборот упал, но, тем не менее, статус незамерзающего и глубоководного позволил ему выжить - и развиваться далее.

В 1994 году торговый порт был приватизирован, и разделен на несколько предприятий по профилю деятельности. Причалы были взяты в аренду у государства. Новые экономические условия заставили акционеров заняться и поиском новых партнеров, желающих переваливать грузы через наш заполярный порт. И проводить работы по модернизации самих портовых мощностей. В середине 90-х начались дноуглубительные работы - для того, чтобы порт смог принимать суда большей вместимости.

Если в начале 90-х годов в мурманском порту в основном грузились суда грузоподъемность 20-25 тысяч тонн, то в 2000-м стали заходить 50-60 тысячники.
 
Настоящим экзаменом на прочность для докеров стала погрузка в тридцатипятиградусный мороз испанского теплохода «Урсо Майор» водоизмещением шестьдесят семь тысяч тонн. Буксирам приходилось беспрерывно обкалывали лед вокруг судна, в механизмах портовых кранов замерзала смазка, но, тем не менее, все работы были завершены точно в срок. Вскоре пришло судно дедвейтом в 70 тысяч тонн. А после дноуглубления - рекорды шли за рекордами.

Началась модернизация кранов - к 99 году вся техника была капитально отремонтирована. И в это же время меняется сам груз. Кузбасский уголь стал поступать к нам с 1997 года. А вскоре в Кемерово открылась шахта, полностью работающая на поставку топлива за границу- через Кольский залив. Основные покупатели - страны Западной Европы, а так же Марокко и Израиль. И причин выбора Мурманска - как главного центра перевалки - много.

Александр Масько, генеральный директор Мурманского морского торгового порта: «Мы имеем прямой выход в океан и не имеем никакой зависимости от сопредельных государств, и от политики сопредельных государств».

Один из главных конкурентов Мурманска - новый мощный порт Усть-Луга. Но и он проигрывает по нескольким важным показателям.

Александр Масько, генеральный директор Мурманского морского торгового порта: «Мурманский порт имеет абсолютно незамерзающую акваторию, которая является основным преимуществом и позволяет обрабатывать суда круглогодично по всем направлениям».

Сегодня Мурманский порт принимает суда дедвейтом в 175 тысяч тонн - заход таких гигантов еще 20 лет назад был фантастикой. Да и объемы перевалки уже давно превысили все былые советские рекорды.

Марина Аникина, работница Мурманского морского торгового порта: «У нас очень большой коллектив и мы большой вклад вносим в жизнь города. Груз поменялся правда, раньше были другие грузы, но обрабатываем , перевыполняем стараемся работать на все сто процентов».

Но главная ценность - это, конечно же, люди. Сегодня в Мурманском морском торговом порту работает 1400 человек.

Светлана Кюлян, работница Мурманского морского торгового порта: «У меня все просто, у меня тут работала мама, я в детстве приходила к ней на работу, видела вот эти вот суда большие портовые краны, похожие на жирафов. И было решено, что я сюда пойду работать - и вот уже работаю 15 лет».

Мурманскому морскому торговому порту - сто лет. Он на целый год старше Мурманска. Не было бы порта - не построили бы и город. Впрочем, разделять порт и город - не стоит. Да это никто никогда и не делал. Без этих причалов, без грохота работающих кранов, без пароходных гудков - всех этих звуков настоящего морского города - немыслим был бы и сам Мурманск!