Репортаж из ковдорских болот

<p>В Ковдорском районе заканчиваются работы по замене опорных столбов для воздушных электросетей.</p>

В Ковдорском районе заканчиваются работы по замене опорных столбов для воздушных электросетей. За это лето обновится один из самых сложных и проблематичных участков от поселка Риколатва до Ёнского. Рабочим приходилось трудиться в сложных условиях, где даже техника не могла справиться. Иван Герасимов и Борис Савельев, переобувшись в сапоги, прошагали по болотам, чтобы попасть на одну из рабочих площадок и увидеть весь процесс установки.

Установить опорные столбы, высота которых 11 метров задача не простая. Помимо рабочей силы нужна еще и специальная техника, которая способна проехать по полному бездорожью.

Опорные столбы ставят с помощью такого агрегата. Он называется трелёвщик. Посмотрите, мощные гусеницы, большая проходимость. Но даже этот агрегат способен застрять в наших болотах по самую кабину.

Михаил Курбатов, водитель трелёвщика: «Что не видели? Одни кабины торчат трелевщиков. Опасная работа? Ну, так-то да».

Михаил Курбатов управляет трелёвщиком уже более 30 лет. К своей технике относится бережно, заботится. Ведь подобный трактор большая редкость особенно в нашем регионе. Вообще его предназначение - это заготовка леса. Сейчас же в основном используют для установки электроопор, поэтому самая большая опасность не болота, а скалы.

Михаил Курбатов, водитель трелёвщика: «Там вообще ужас. Скальник такой. Едешь, как корова на льду. Со скалы его просто стаскивает».

Трелёвщик должен надежно стоять на земле, когда его лебёдка поднимает опору. Трос от трактора является основным, также от столба раскинуты еще растяжки для балансировки во время подъема.

Сергей Лашко, врио мастера поселковых электросетей: «Время установки опор разное. Бывает быстрое, а бывает, срывается. Вы поздно приехали. Эта опора с первого раза не пошла у нас. Она просто поползла».

Поднять опору вертикально - это только половина работы. Дальше ее необходимо укрепить.

Николай Яськин трудится электромонтёром уже больше 19 лет. Рассказывает, в каких только условиях не приходилось протягивать электропровода. Меняется время и оборудования, но вот технологии чаще всего остаются прежними.

Николай Яськин, электромонтажник: «Эту технологию еще деды нам оставили».

Для опоры столба из бревен укладывают ряж, то есть квадратный сруб в виде колодца. Бревна для надежности скрепляют между собой металлическими скобами.

Николай Яськин, электромонтажник: «Ряж делаем вокруг опоры, а затем бут будем класть, то есть камни. Это и называется бут».

Материалы для бута берут тут же в лесу. Подойдут обрезки брёвен, ветки, и камни. Кстати камни добывают из скалистой породы, разбив ее перед этим кувалдой. Ряж необходимо заполнить полностью, а он почти метр в высоту.

Сергей Лашко, врио мастера поселковых электросетей: «И бут разный. Здесь появился бут, а в некоторых местах его просто нет. Таскаем, бывает и за 20, и за 30 метров».

Чтобы установить одну такую опору для воздушных электросетей требуется около 8 часов. Время и скорость зависит от ландшафта.

Эти опоры привезли из Нижнего Новгорода. Они пропитаны специальным раствором, которые отпугивает насекомых и предотвращает гниение. Срок службы такого столба около 50 лет.

Провести эти работы просто необходимо, так как старые столбы устарели. Вся протяженность воздушных линий 32 километра.

Григорий Чехонин, директор филиала ОАО «Мурманэнергосбыт» «Ковдорская электросеть»: «На сегодняшний день, вы видите, мы меняем 16-ую опору. Остается заменить 3 опоры».

Пролеты между опорами очень большие. Линии раньше были предназначены для электроснабжения поселка Риколатва и Рудника, когда в советские времена полноценно работал комбинат.

По результатам весеннего осмотра воздушных линий, всего необходимо заменить 104 опоры и установить 19 дополнительных. Работы продолжатся в следующем году.

X