Считанные дни остаются до юбилея Мурманского торгового порта

<p>Ему исполнится сто лет! Это одно из самых крупных предприятий города. С огромной героической историей, успешно работающее сегодня. Какие перспективы у торгового порта, с каким настроением он подходит к юбилею - в нашем репортаже телевизионного проекта &laquo;Старший брат Мурманска&raquo;.</p>

Ему исполнится сто лет! Это одно из самых крупных предприятий города. С огромной героической историей, успешно работающее сегодня. Какие перспективы у торгового порта, с каким настроением он подходит к юбилею - в нашем репортаже телевизионного проекта «Старший брат Мурманска».

Мурманский морской торговый порт - крупнейший на северо-западе России. Его главные преимущества - он не зажат проливами. Путь из Кольского залива открыт в мировой океан. Порт незамерзающий. В редкие годы его акватория покрывалась льдом. Но это не мешало докерам работать. Немаловажно, что порт является глубоководным. И это позволяет швартоваться у его причалов большегрузным судам.

Александр Масько, генеральный директор Мурманского морского торгового порта: «Мы погрузили максимально наш пароход - и это было не только в истории порта, но и в истории всего Северо-запада, когда мы в 13 году обработали судно дедвейт которого составляет 175 тысяч тонн , на него мы смогли погрузить на полной воде 153 тысячи тонн груза, что являлось абсолютным рекордом. То есть вот это основное преимущество - глубоководность причалов. Что дает возможность выстраивать более эффективную логистику нашим клиентам через мурманский порт».

Сегодня оптимальная грузовместимость судов - 90-100 тысяч тонн. Их количество в мире увеличивается. Тем не менее, в Мурманском порту думают о продолжении дноуглубления - на причалах в районе, так называемого «большого ковша».

-Мы хотим вместе с наукой позаниматься определенным дноуглублением, чтобы сегодня на 9-10 причале, где сегодня осадка составляет 10 с половиной метров, увеличить ее до максимально возможной.

Но одно дело поставить к причалу гигантский сухогруз. Другое - быстро загрузить, чтобы на большой воде вывести в залив. А для этого нужно, чтобы на причалах было достаточно грузов.

-Мы применяем сейчас более грузоподъемную технику, то есть если раньше мы работали с кранами, которые позволяли вешать грейфер максимально 10 кубов, то сегодня мы вышли на более тяжелую линейку и уже приобрели три крана типа «Витязь», который позволяет работать с грейфером в 20 кубов, что кратно увеличивает производительность труда при погрузке.

Но узкие места в работе порта все же имеются. Узкая полоска железной дороги - изначально сто лет назад, когда строилась ветка и станция, никто и представить себе мог эти миллионы тонн грузов, которые сейчас перегружаются в Мурманском порту.

-Благодаря тому, что мы выстроили правильные взаимоотношения с грузоотправителями и с самой железной дорогой, сегодня мы только по углю смело переваливаем 550-570 вагонов, а в июле 14 года мы сделали максимальный рекорд и выгрузили 663 вагона. Что является абсолютным рекордом.

Сегодня 80 процентов грузов, которые перегружаются в Мурманском торговом порту - это уголь.

Его везут к нам с Кузбасса, а затем на судах отправляют в Западную Европу и Северную Африку.

Однако порт продолжает оставаться универсальным, готовым решать самые разные задачи. В том числе по освоению Арктики.

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: «Порт здесь был, есть и будет. Долгие годы. Это вот такая объективная реальность для нас. И с созданием континентальной, коммерческой магистрали, такой как Северный морской путь, наш Мурманский морской порт будет ключевой станцией на этом маршруте. И роль его заметно увеличится».

Уже сегодня мурманские портовики занимаются отправкой грузов на строительство арктического порта Сабета.

-Сегодня мы переваливаем только специализированных генеральные грузов в виде ростверков, которые будут использоваться в виде фундаментов для строительства завода, а помимо этого мы грузим щебень, песок, опять же для строительства объектов и в целом мы считаем, что можем явиться эффективным звеном с точки зрения обеспечения строительства, поддерживающим эксплуатацию подобных проектов, в том числе и перспективных шельфовых проектов по разработке нефти и газа на Арктическом шельфе.

Алексей Киселёв, доктор исторических наук: «Торговый порт имеет богатое будущее, у него хорошее прошлое, но еще более славное будущее. Это связано и с Арктикой, вот сейчас мы видим северный флот отправляет туда грузы - а кто грузит? торговый порт. Идут пароходы с нефтью - а кто отвечает? Опять торговый порт. Торговый порт в истории Мурманска - это главный стержень. И об этом никогда мурманчанам не надо забывать!»

Первый пароход пришел в Мурманский порт сто лет назад - 1 сентября 1915 года. За первую навигацию докеры выгрузили 35 тысяч тонн груза. Сегодняшний рекорд уже превысил 17 миллионов тонн! И это еще не предел. Перспективы у порта огромны - и сегодня есть полная уверенность в том , что мурманский морской торговый порт будет только-только развиваться и сохранит за собой статус одного из крупнейших портов России, самого крупного за полярным кругом.

X