На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге завершается строительство первой плавучей станции «Академик Ломоносов»

<p>Энергию и тепло в самые отдалённые края нашей страны. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге завершается строительство первой плавучей атомной электростанции станции малой мощности &laquo;Академик Ломоносов&raquo;. Стоя над атомными реакторами - Татьяна Юлусова и Александр Любителев - узнали - куда отправится энергоблок и как спасти атомный объект от катастрофы.</p>

Энергию и тепло в самые отдалённые края нашей страны. На Балтийском заводе в Санкт - Петербурге завершается строительство первой плавучей атомной электростанции станции малой мощности «Академик Ломоносов». Стоя над атомными реакторами - Татьяна Юлусова и Александр Любителев - узнали - куда отправится энергоблок и как спасти атомный объект от катастрофы.

Первый, мобильный, по российским технологиям. Плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» - шедевр судовой реакторной мысли. Ранее для обеспечения теплом и электричеством отдалённых мест нашей страны использовались плавстанции зарубежного производства. Теперь российские атомщики и энергетики не только отказались от заграничных проектов, но и в строительстве используют только отечественные материалы.

Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна «Росэнергоатом»: «Объект, который мы на сегодняшний день строим вбирает в себя все достижения судостроения, атомной энергетики, тиражируемой в большой атомной энергетике в континентальных условиях».

В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Атомная баржа будет нести тепло и энергию в портовые города, крупные промышленные предприятия и комплексы по добыче нефти. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную мощность более 70 МВт, внутри - две реакторные установки.

Юрий Фадеев, главный конструктор реакторных установок: «Существенно модернизирована система безопасности, под современные требования. После известных фукусимских событий, совместно с Росэнергоатом мы провели стресс анализ, который показал, что ничего в этом случае ничего произойти не может».

В условиях атомной безопасности, находясь в рейсах, на борту станции будут работать около 80 человек. Здесь, же и жить. Как раз сейчас наводится лоск в каютах для экипажа. А это помещение - сердце «Ломоносова» - под ногами атомные реакторы.

Владимир Ган, специалист дирекций плавучих атомных электростанций: «Сейчас вообще никак, там топлива нет. Ну и, в принципе, когда есть. Вот по бокам видите, здесь спроектированы элементы аварийных систем, которые дай Бог никогда не пригодятся, их спроектировали, чтобы исключить любую возможность».

И здесь с помощью специального перегрузочного комплекса в дальнейшем будет происходить смена атомного топлива.

С момента ввода в эксплуатацию, через два с половиной-три года состоится первая выгрузка отработанного ядерного топлива, которое будет отправлено на утилизацию в Челябинскую область на комбинат «Маяк».

Перспективы на будущее - серийное производство мобильных станций. Но построить - полдела, чтобы подготовить персонал для работы на сложных атомных объектах требуется не один год. Здесь же, в Петербурге с 1969 года работает институт по подготовке кадров. Их, по словам светил атомной энергетики, катастрофически не хватает. Спасают военные в отставке. Но и их нужно учить - новейшие системы управления и автоматизации - для многих не пройденный материал.

Евгений Гаврилов, начальник отдела подготовки эксплуатация ПАТЭС: «Влияние человеческого фактора стараются снизить. Это говорит о том, что все отказы все неправильные действия, аварии, отклонения от нормальной эксплуатации - все за счёт человеческого фактора. Не тот ключ поставит, не то подключил и поехали».

Землетрясение, обрыв трубопровода, отказ всех механизмов - в этой учебной аудитории будущие атомщики все действия в экстренных ситуациях отрабатывают до автоматизма.

Это полномасштабный тренажёр для подготовки персонала для работы на плавучей атомной электростанции. Чтобы смоделировать экстренную ситуацию - нужно просто нажать красную кнопку.

Затем преподаватель оценивает работу и вместе делают работу над ошибками. Два года и только после этого - допуск к реальным объектам. В перспективе, сотрудники уверены, количество желающих работать в атомной отрасли увеличится.

Внимание к Арктике становится пристальней с каждым годом - грузы нужно доставлять, полезные ископаемые добывать и вывозить. Словом, действующие ледоколы в нынешнее время на рейде стоят достаточно недолго.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X