Мурманск
!
-1 °C

Кто защитит уникальное месторождение от варварского расхищения?

Уникальному месторождению глендонитов, расположенному в селе Оленица на берегу Белого моря, грозит уничтожение. Старатели - охотники за ценными минералами постоянно наведываются на побережье. 
27.08.2015, 20:01
163

Уникальному месторождению глендонитов, расположенному в селе Оленица на берегу Белого моря, грозит уничтожение. Старатели - охотники за ценными минералами постоянно наведываются на побережье. 

Несмотря на то, что сбор глендонитов запрещен - копают и уезжают с добычей. Сергей Юдков и Сергей Расюк - со всеми подробностями.

Берег Белого моря богат на природные чудеса. Тут и кузоменьские пески - арктическая пустыня, и аметистовый мыс корабль, и богатые семгой реки. А на берегу, где расположено старинное село Оленица с давних пор люди находят чудные камешки с торчащими из них рожками и ножками.

Поморская рогулька, по-научному глендонит - достаточно редкий минерал, как и само месторождение уникальное, всего в мире два таких месторождения - одно в Австралии, второе здесь в Оленице.

Отчего именно тут образуется этот минерал? Точного ответа нет. Возможно, причиной тому огромные отливы - на два с лишним километра, да песок, впадающей в море речки Оленицы. Были времена, когда рогулек люди находили много.

Пока не стали наезжать целые артели старателей. Они собирают, обрабатывают камень, распиливают его, а в месте распила обнаруживается красочный рисунок.

Охраны месторождения не было никогда, общественным сторожем, был местный житель Василий Никитич Кожин. Вот что он рассказывал нам в 2008 году.

Василий Кожин, запись 2008 года: «Приедут, да какое твое дело - это твое что ли, и до насмешек доходило уже угрозы пошли. Я говорю, зачем это мне нужно в конце концов».

Василия Никитича уже несколько лет нет в живых. Его обязанности в меру сил стараются исполнять сын и вдова.

Клавдия Кожина: «Он был общественным сторожем, чего он - сколько ему лет было то, он же не будет бегать с лопатой всех гонять».

Клавдия Николаевна рассказывает, что копателей запрещающие знаки не смущают. Знают, что охраны в Оленице нет никакой.

Андрей Кожин: «Из Мурманской области, и из других, машину тут останавливают и туда выезжают и копают. У нас милиция только в Умбе, здесь участковый приедет, сейчас плакаты вывесили не копать».

Кожины убеждены, что сохранить месторождение можно только придав ему особый статус и установив в селе какой-нибудь пост наблюдения, чтобы можно было следить за тем, кто приезжает на берег с лопатами, задерживать их, может быть, штрафовать.

Иначе, еще немного, и поморских рогулей на берегу Оленицы будет уже не сыскать.