Попасть точно в цель из арбалета и поймать оленя за рога! В посёлке Лопарская состоялись 19-ые традиционные осенние саамские игры. Гости и участники на один день отправились в недалёкое прошлое и смогли узнать как пользовались шаманским бубном, охотились на дикого зверя и как развлекались представители малочисленного народа.
Красные юбки против синих! Саамский футбол в длинных платьях - для зрителей - забавное шоу, для участниц - соревнование с накалом страстей! Запутываясь в подоле платья, девушкам нужно было вывести мяч в ворота. Победный гол забила команда красных из города Кола.
А в таком в футбол не поиграешь - это праздничный костюм. Платье юппа, головной убор - шамшура, на ногах - летний вариант саамской обуви - каньги, носить их можно и зимой, прикрепляя к лыжам или легкоступам. Алла Васильева свой наряд «от» и «до» сшила сама по всем правилам саамского костюма. Кроме этого, учит детей языку лопарей, руководит этническим ансамблем «Елле». Говорить, петь и выглядеть как саамка - не творческое увлечение, а семейная история.
Алла Васильева: «Я вообще Алечка, но на саамском Нита, Нитушка. Нитпяка - это когда она сердилась на меня, когда я что-то натворю. Наша группа она вся говорит на саамском языке, мы понимаем о чём мы поём. Моя мама и тётушки все говорили: знать знают, но не говорят. Потому что у меня муж русский».
Как развлекаться по-саамски 19 лет назад объяснила Роза Ивановна Яковлевна, коренная жительница поморской земли. Тогда - возродила, а сейчас вместе с внучкой пытаются сохранить. Сейчас родовая община Лопарской разрабатывает большой проект по развитию культуры малочисленного народа. Речь идёт о создании комплекса, в котором можно будет посмотреть как в природе живут олени, отведать поморские блюда, словом, приобщиться к исчезающим традициям и попробовать пожить саамской жизнью.
Полина Харыбина, представитель родовой общины Лопарской: «Популяцию традиционных видов саамской культуры, жизни. Пропаганду языка, чтобы сохранить, то что в какое то время было утрачено. И чтобы это никуда не ушло, и не приходилось учить заново. Хотя, вот, если бабушка с рождения знает. То нам приходится учить».
В перерыве саамских стартов - каждый мог отведать ароматную саамскую уху или приобрести пимы из оленьего меха, украшения из оленей кости. На торговых рядах можно было найти даже шаманский бубен - говоря современным языком - поморский gps-навигатор.
Оксана Сооб: «У шамана была типа такой штучки, лягушки. Он её клал на бубен, начинал по нему стучать и с ним разговаривать. Лягушка, вот видите, она прыгала. И по движению этой лягушки он рассказывал куда нужно идти».
Шаманские бубны в эти выходные всем указали на село Лопарская. И, не иначе как высшие духи подарили гостям праздника и «детям солнца» тёплый день.
Андрей Агеев, председатель саамского собрания «Самъ Соббар»: «Я считаю, что мы, каждый в отдельности обязаны работать над тем, чтобы сохранять и преумножать культуру саамов».
Кильдинских саамов в Мурманской области не более двух тысяч, и все в разных городах. Но как минимум раз в году малый народ объединяется в одну дружную семью и дарит всем, кто интересуется историей родного края, вот такой замечательный праздник.