Чем завершилась научная экспедиция с участием моряков-североморцев?

<p><span style="text-align: justify;">Закончилась &laquo;Карская экспедиция 2015&raquo;. Первые итоги этого научно-мемориального похода подвели еще прямо на борту аварийно-спасательного судна &laquo;Балтика&raquo;, которое 22 дня было штабом работы исследователей. О результатах, о находках и новых открытиях расскажет Григорий Ожегов.</span></p>

Закончилась «Карская экспедиция 2015». Первые итоги этого научно-мемориального похода подвели еще прямо на борту аварийно-спасательного судна «Балтика», которое 22 дня было штабом работы исследователей. О результатах, о находках и новых открытиях расскажет Григорий Ожегов.

Внутренние конвои, которые ходили во время войны по Севморпути, корабли и суда, погибшие во время Великой Отечественной - вот задача для поиска, которая стояла перед членами «Карской экспедиции 2015». Это уже второй поход исследователей в Северный Ледовитый океан.

В прошлом году ямальские ученые, в ходе краткой морской экспедиции в Карском море уже обнаружили некоторые погибшие корабли. Но сейчас стояла задача не только определения координат затопления, но и идентификации и обследования.

Для этого на борт многофункционального аварийно-спасательного судна «Балтика» поднялись специалисты инженерной компании «Фертоинг» со специальным подводным оборудованием. Гидролокаторы бокового и кругового обзора, телеуправляемый подводный аппарат должны были помочь им найти суда.

А четырем водолазам потом надо было опустится на дно и заняться идентификацией кораблей и подъемом на поверхность различных предметов. Научный руководитель похода - Сергей Шулинин заранее подготовил все координаты для поиска. Помогали итоги экспедиции 2014 года - тогда были установлены точные районы поиска.

Александр Бобровский, инженер-гидрограф: «Первая экспедиция была в прошлом году в 2014, ноу нее стояли задачи обнаружения, т.е. были районы. Мы обнаружили координаты. И в этом году уже в 2015 более масштабная была экспедиция».

Первым судном, которое вновь обнаружила экспедиция, был транспорт конвоя «БД-5» «Марина Раскова». Здесь водолазы произвели много спусков под воду для идентификации парохода. Им удалось снять слой водорослей и ракушек и увидеть буквы на корпусе. Это оказалось старое название «Марины Расковой» до передачи его Советскому Союзу. «Iberville» - так оно называлось до 1941 года.

Валерий Ведерников, руководитель водолазных работ: «Такую работу нельзя отнести к рутинной - она интересна. Интересно понять из-за чего судно затонуло, где были особенности судна. Та же загадка с названием».

На поверхность подняли некоторые предметы для музеефикации и идентификации: это рында - судовой колокол, машинный телеграф, штурвал и один из установленных на «Марине Расковой» пулеметов.

Далее были обследованы тральщики конвоя «БД-5» также погибшие вместе с транспортом. Их останки лежали уже на недоступной для водолазов глубине, поэтому их обследовали только с помощью телеуправляемого подводного аппарата.

Предварительно установлено, что это именно корабли ТЩ-114 и ТЩ-118.

На пути к месту гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» видимость под водой ухудшалась и начался семибалльный шторм. В таких условиях приходилось выбирать «окно» для спусков под воду, которое предоставляла погода.

Но несмотря на все препятствия было произведено полное обследование «Сибирякова» и точно уставлено, что это именно тот легендарный пароход. Со дна также водолазы подняли предметы, которые помогли в идентификации и потом станут экспонатами музеев. Также была обнаружена в 30 милях от места работ затонувшая немецкая подлодка U-362, которую уничтожил советский тральщик в сентябре 1944 года.

На судах «Марина Раскова» и «Александр Сибиряков» установили мемориальные таблички и на месте их гибели прошли траурные мероприятия. В последние дни проведения экспедиции к судну «Балтика» для отдания почестей погибшим советским морякам заполярья присоединился БПК «Североморск».

Станислав Жигалко, руководитель научно-мемориального похода «Карские экспедиции 2015»: «Выполнили ли мы свои задачи или нет? Я думаю, выполнили. Выполнили их не на 100 процентов, а на 150. Да, мы не нашли те, что дополнительно суда планировалось поискать. Мы попробовали их поискать. И видится нам, что с теми районами, которые есть, нужно закладывать отдельное время на их поиски».

Еще много судов и кораблей покоятся на дне Карского моря. Их экипажи защищали советскую Арктику от немецкого флота во время ВОВ и перевозили грузы по Севморпути. Следующие экспедиции должны закрыть оставшиеся белые пятна в истории войны в заполярье и увековечить память погибших.

Архив новостей

X