Мурманск
9
-5 °C

История в металле

Север России. Бескрайние земли, омываемые великим Ледовитым океаном. С давних времен люди стремились освоить эти просторы. Многочисленные экспедиции открывали новые острова, устраивали зимовки, описывали климат, искали полезные руды. Результатом титани
21.09.2015, 19:50
32

Север России. Бескрайние земли, омываемые великим Ледовитым океаном. С давних времен люди стремились освоить эти просторы. Многочисленные экспедиции открывали новые острова, устраивали зимовки, описывали климат, искали полезные руды. Результатом титанических усилий этих полярных экспедиций и стало то, что сегодня именно севером прирастает богатство государства Российского.

Наш рассказ - об освоении Таймыра и Кольского полуострова, в недрах которых залегает немало ценных металлов. Но 80 лет назад началось активное освоение месторождений никеля и меди - стратегических металлов, от наличия которых зависит оборонная мощь государства. Их освоение дало жизнь целым городам, повлияло на судьбы миллионов людей.

Таймыр. Его берега омывает Карское море. А главная водная артерия - Енисей. Самый старый город в этих землях - Дудинка. Она была основана три с половиной века назад. До нее по реке можно добраться из Красноярска, а по морю - с давних времен поморы ходили из Архангельска.

Ловили рыбу, торговали - и знать не знали, что в 20 веке эти края станут центром тяжелой промышленности. А рядом вырастет городом - Норильск, где будут жить почти 200 тысяч человек.

Одним из первых ученых, который исследовал норильские руды был Федор Шмидт - в честь него названа гора у подножия которой и стоит Норильск. Вообще-то, Шмидт был больше палеонтологом, чем геологом, в эти края его занесло желание изучить тушу мамонта, которую нашли неподалеку отсюда, но заодно Шмидт взял пробы норильских руд.

Было это в середине 19 века. И только спустя более, чем полвека решено было взяться за исследование этих земель основателей.

Анна Троянова, младший научный сотрудник Музея истории развития Норильского промышленного района: «В 1919 году Николай Николаевич Урванцев был в составе экспедиции, которую возглавлял Александр Александрович Сотников, так же проводил исследования и уже тогда понимал, что здесь очень много полезных ископаемых и можно проводить геологические исследования».

Именно Николай Урванцев считается первооткрывателем норильских руд - в начале 20-х годов прошлого века он обошел эти тундры и горы вдоль и поперек. Первая серьезная экспедиция была организована в 1920 году - тогда на Таймыре были обнаружены серьезные запасы каменного угля.

Естественно, жили в палатках, а когда вернулись на следующий год, решили, что с палаточной жизнью надо заканчивать и обосновываться тут серьезно - и возвели первый деревянный дом - он сохранился до сих пор.

Анна Троянова, младший научный сотрудник Музея истории развития Норильского промышленного района: «Этот дом предназначался для первой зимовки в окрестностях Норильска, конечно же представить зимовку в палатке это было невозможно, плюс люди должны были работать, проводить геологические исследования».

Вся жизнь Николая Урванцева была связана с Норильском. Сюда он возвращался и спустя полвека, видел, как вырос город и медно-никелевое производство.

Судьба Урванцева расцвечена всеобщим признанием и почитанием, и в то же время есть в ней и черные страницы. В начале 30-х за свои открытия он получил Орден Ленина, в 38-м был арестован, якобы, за вредительство и контрреволюцию, потом оправдан, снова осужден. Восемь лет лагерей! Потом снова работа. И еще один орден Ленина.

Николай Урванцев: «Что касается хорошего и плохого, то, мне кажется, что жизнь - это что-то вроде пирога с начинкой, где есть всякая - и сладкая, и горькая, и кислая».

В те же годы, когда Урванцев исследовал таймырские тундры, на Кольском полуострове - в районе Петсамо финские геологи так же искали полезные ископаемые. и в том де 21 году простой студент Хуго Тернгвист нашел тут признаки сульфидного никеля. Территория эта в те годы принадлежала Финляндии, но сами финны заниматься добычей не стали и сдали этот район в конфессию канадцам - компании ИНКО.

В те годы 90 процентов мирового никеля производила Канада. Первые оценки месторождений Петсамо - 2 миллиона тонн руды с содержанием никеля 1,6 процента.

В 30-е годы началось строительство рудников и завода. Особенно интенсивно это было в 1937 году. Важнейший объект - плавильный цех. Трубу строили по американской технологии - высотой 150 метров - в то время она должна была стать самой высокой в Европе. Но началась советско-финляндская война - и канадцам пришлось уйти.

Финны разрушили почти все, что удалось возвести. Но условиям подписанного в 1940 году мира область Петсамо так и осталась за Финляндией.

Монче-тундра в переводе с саамского означает - «красивая». В тридцатые годы тут застучали топоры и молотки. Мощными темпами стал строится город. Большая геология Хибин связана с именем Александра Ферсмана. Выдающийся геолог, академик - он впервые побывал в этих местах летом в 1930-го года.

Вот что он писал тогда.

Александр Ферсман: «Беглый осмотр прекрасно проведенных работ показал, что перед нами сырьевая база, масштабы которой пока совершенно не ясны, но на которую нужно обратить самое серьезное внимание».

И уже совсем скоро новые геологические экспедиции подтвердили - промышленные залежи меди и никеля в этом районе есть. Вот как оценивал происходящее руководитель строительства комбинатов в Хибинах и Монче-тундре Василий Кондриков.

«От маленькой находки пару лет назад до сегодняшнего дня мы имеем уже большие месторождения, заслуживающие всякого внимания, заслуживающие переключения на хозяйственную орбиту».

Страна требовала металла. В 1934 году, выступая на 17 съезде ВКП(б), Сталин назвал цветную металлургию самым отстающим участком тяжелой промышленности. И дела пошли значительно быстрей. В том же 34-м Сергей Миронович Киров предложил строить на Кольском полуострове медно-никелевый комбинат. Его поддержал нарком Серго Орджоникидзе. И вскоре вышел приказ - новое металлургическое производство должно было выпускать 10 тысяч тонн никеля в год. И столько же меди.

Ирина Колодка, заведующая отделом истории края Мурманского областного краеведческого музея: «На строительство таких уникальных объектов, как «Североникель», привлекались репрессированные специалисты, заключённые гулага, спецпереселенцы. В том числе на «Североникеле» некоторыми процессами руководили репрессированные профессоры. Например, геологоразведкой руководил профессор Владимир Катульский.

Алексей Киселев, профессор истории: «Я в то время жил в Мончегорске, это все происходило на моих глазах, строилась железная дорога от Оленьей к Мончегорску, а пока все сообщение шло через Имандру, народ прибывал с каждым годом».

На возведении цехов «Североникеля» работала целая армия строителей. Более 10 тысяч человек.

Это и вольнонаемные граждане, комсомольцы - добровольцы, а так же 1700 спецпереселенцев и 7 с половиной тысяч заключенных. Ударными темпами к началу 1939 года удалось провести первую плавку и получить первую продукцию.

Ирина Колодка, заведующая отделом истории края Мурманского областного краеведческого музея: «У нас в экспозиции представлен уникальный экспонат - файнштейн первой плавки. Этот файнтейн был подарен партийной конференции и надпись - первая плавка 19-23 февраля 1939 года в пять часов 40 минут».

За четыре года до того, как «Североникель» дал свой первый металл, в заполярную Дудинку на теплоходе «Спартак» из Красноярска прибыли первостроители Норильского комбината. Эту партию - около ста человек - возглавлял Владимир Матвеев.

Владимир Зосимович Матвеев - родился в Ташкенте, воевал с басмачами, в 35 году был назначен в Норильск начальником норильского лагеря. Спустя три года был осужден на 15 лет.

Да, такова была судьба многих руководителей. В лагеря попадали и простые рабочие, и большие начальники. Матвеев был обвинен во вредительстве. Хотя за те три года, что он руководил Норильским лагерем и стройкой ему удалось сделать немало - электростанция, мерзлотная станция, чугунный завод и узкоколейка, связавшая Дудинку с Норильском.

Анна Троянова, младший научный сотрудник Музея истории развития Норильского промышленного района: «Это делали шпалы из сырой лист венициы , намораживали грунт привозили рейльсы, которые были испорчены погнуты в долгой дороге до Норильска. Весной грунт снова оттаивал, заключенные снова прокладывали узкоколейку, и так продолжалось два года».

В 1938 году газета «Советский Таймыр» вышла с разгромной статьей о Матвееве: «Враг народа пытался не дать стране никель, скрыть от народа богатства Таймыра». Руководителя Норильлага сослали на лесоповал в Архангельск, где он и умер спустя 8 лет.

Зосимов был реабилитирован в 1955-м. А в этом году - юбилейном для «Норильского никеля» в Дудинке был торжественно открыт мемориал - в память о подвиге первостроителей. На открытие приехала внучка Владимира Матвеева - Ирина Апекова.

Ирина Апекова, внучка Владимира Матвеева: «Не ожидала, что его так помнят и любят здесь. Я сама много узнала о своем дедушке, посетив музеи здесь в Дудинке».

Андрей Клишас, член Совета Федерации России: «Очень важно, что мы сегодня все больше обращаемся к памяти предков, кто совершил невероятное, все это говорит о том, что сила человеческого духа, наверное, не имеет никаких границ, и мы сегодня можем только восхищаться, удивляться той невероятной созидательной энергии, которая была у этих людей. Несмотря на то, что многие из них трагически закончили свою жизнь, они тем не менее любили свою страну, они готовы были для своей страны сдать все».

Конец 30-х годов. В Мончегорске уже работал завод, от причалов Дудинки уходили суда, груженные рудой, в Норильске строился никелевый завод. Возводились города с широкими проспектами, школы, детские сады. Ударных планов было немало.

Выполнению многих из них помешала война.