«Сердце» Арктики!

<p>В Подмосковье готовятся к испытаниям атомного реактора нового поколения. Его установят на ледоколе, который через год прибудет в Мурманск. На уникальном машиностроительном заводе и непосредственно внутри атомного реактора побывала наша съёмочная группа - Татьяна Юлусова и Константин Кабанец.</p>

В Подмосковье готовятся к испытаниям атомного реактора нового поколения. Его установят на ледоколе, который через год прибудет в Мурманск. На уникальном машиностроительном заводе и непосредственно внутри атомного реактора побывала наша съёмочная группа - Татьяна Юлусова и Константин Кабанец.

Атомный флот - локомотив в освоении Арктики. До 2020 года на службу в северных широтах заступят три новых ледокола: «Сибирь», «Урал» и «Арктика». «Арктика» станет воплощением новейших разработок атомной и тепловой энергетики. Как раз сейчас, на машиностроительном заводе «ЗиО-Подольск», в Подмосковье, завершают строительство атомного реактора для ледокола.

Так выглядит «сердце Арктики». Это будущий атомный реактор. Сейчас готовность его составляет 70%. В настоящий момент заканчиваются различные испытания и совсем скоро начнётся монтаж внутренних элементов.

Размеры меньше, мощность выше. Атомный реактор - Ритм 200 - уникальное произведение конструкторской мысли. Кассеты парогенератора теперь располагаются внутри комплекса, а не вне его, как это было в предыдущих моделях ледоколов.

Алексей Стрюков, руководитель проекта «Ритм-200»: «На корабле стоят два реактора. Такая компоновка даёт нам то, что его можно просто уместить. В противном случае ледокол был бы в два раза больше. Задача стоит трудная. Но это даёт толчок для нашего предприятия. У нас в принципе возникло новое направление судостроения, которого до этого не было уже как тридцать лет».

Ледокол будет работать в суровых условиях севера, подвергаясь штормам и динамически сильным нагрузкам. Смещение реактора на борту недопустимо. Чтобы надёжно закрепить сердце «Арктики» на месте - нужно до долей миллиметра просчитать размеры опорной конструкции.

Сергей Бирюков: «Если мы ошибёмся, то эту деталь на атомный реактор не поставят. Пока ошибок не было тьфу-тьфу. Творчество вот в чём: как правильно поставить деталь, как её придумать, чтобы за одну установку больше сделать операций всевозможных. Чтобы не было перенастройки деталей, деталей, инструмента. Самое главное в нашей профессии - поставить деталь и сделать её окончательно до самого конца».

Двигатель атомохода будет работать с максимальной мощностью - 60 мегаватт. Этого может хватить, чтобы полностью обеспечить светом небольшой город. С такой ударной мощностью атомоход будет прокладывать дорогу в Арктику.

Андрей Бузинов, генеральный директор ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»: «Это дорога в Арктику. Поэтому, я хочу пожелать Атомфлоту и Мурманску в целом настойчивости в получении денег на четвёртый, пятый ледокол. Мы в данном случае готовы делать всё, что нужно, в этом смысле».

Спуск со стапеля ледокола запланирован на середину следующего года, затем, после ходовых испытаний, он придет в Мурманск.

Архив новостей

X