Мурманск
"
-9 °C

«История в металле». Часть 5

Горячий цех. Огонь и реки расплавленного металла. Труд металлурга в чем-то сродни работе повара. Чтобы приготовить хороший продукт, нужно приложить и знания, и умения.
02.10.2015, 20:30
67

Горячий цех. Огонь и реки расплавленного металла. Труд металлурга в чем-то сродни работе повара. Чтобы приготовить хороший продукт, нужно приложить и знания, и умения.

Как в хорошем борще должны быть только качественные продукты, так же и в производстве никеля, меди, кобальта, других цветных металлов многое зависит от того, какую руду добыли горняки. Хотя современные технологии позволяют извлекать ценные элементы из любой породы, но все же, чем богаче руда, тем эффективней производство.

Наш сегодняшний рассказ о временах, когда решалась судьба заполярной горно-металлургической отрасли. Начало 60-х годов прошлого века - старые месторождения Кольского полуострова и Таймыра истощены, на карту поставлена судьба целых городов. И вот на помощь приходят геологи.

Совет геологов, открытие в Норильске на безвестной речке Талнах - это венец героическому труду целого поколения исследователей Арктики. Да здесь и медь, и никель, и серебро и золото, едва ли не вся таблица Менделеева.

Изучать эти заполярные места еще в начале 20-х годов начала выдающийся геолог Николай Урванцев. Уже тогда он был убежден, что ценные руды тут есть. Но до поры до времени исследователи сюда не заглядывали - пока не стали истощаться запасы норильской руды. Поиски были трудными.

Вот как к геологам обращался министр цветной металлургии Петр Ломако:  «Кладите новые маршруты, ищите дальше! Под фонарём руды не будет!»

Первооткрывателем Талнахского месторождения считается Георгий Дмитриевич Маслов. Он занимался исследованием глубинных разломов и впервые применил тут свое учение. К Талнахским горам геолог присматривался давно.

Ольга Гончарук, научный сотрудник Талнахского филиала Музея истории развития промышленного района: «Это далеко, потому что несмотря на то, что нас разделяют какие-то 20 километров - это непроходимая тундра, где вязли трактора, не проходили бульдозеры даже по зимнику там было крайне тяжело добираться, поэтому ситуация была сложная».

Талнах - это слово станет таким же знаменитым как Комсомольск, Днепрогэс, Братск,  а пока на Талнах прокладывают дороги через тундры. Стройки начинаются с дорог.

Талнахские руда поразили геологов - и своим количеством, и содержанием металла. Вот что рассказывает Владимир Долгих - секретарь ЦК КПСС, в 60-е он возглавлял Норильский комбинат.

Владимир Долгих, дважды Герой Социалистичекого Труда, секретарь ЦК КПСС: «Достаточно было сказать, что мы перерабатывали до открытия Талнахского месторождения руды с содержанием 0.25 никеля, 0.4 меди - а когда открыли вот первую руду на «Маяке» - там 4 процента никеля и 11 процентов меди - представляете совсем другая категория».

Однако времена были другие. Это раньше, когда комбинат принадлежал всесильному НКВД и курировался лично Берией, вся страна работала на него. Теперь в ведомстве министерства цветных металлов приходилось выбивать каждую копейку.

Владимир Долгих, дважды Герой Социалистичекого Труда, секретарь ЦК КПСС: «С помощью Петра Фадеевича Ломако нам удалось встретиться тогда с Никитой Сергеевичем Хрущевым и этот вопрос в тот же день был рассмотрен на президиуме ЦК КПСС и принято принципиальное решение, создана комиссия во главе с Устиновыми в течение двух месяцев мы получили разработали постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по развитию Норильского горно-металлургического комбината на базе богатых руд Талнахского месторождения».

И вот уже разведочная шахта «Маяк» гремит на всю страну. Ударная комсомольская стройка - тысячи молодых рабочих едут в Норильск. Солдаты, отслужившие срочную службу, принимают решение отправиться покорять Заполярье.

Ольга Гончарук, научный сотрудник Талнахского филиала Музея истории развития промышленного района: «Но эта романтика была подкреплена материально в то время очень хорошо. Талнах все-таки строился комсомольцами - добровольцами, у него история достаточно положительная, и вообще Талнах достаточно светлый город».

Это не ракетные установки, это буровые станции, они нацелены не в небо, но и от них тоже зависит наша сила и сила наших друзей. Так уж у нас повелось и за себя постоим, и друзьям если надо поможем…

Начало 60-х - Куба - остров свободы начинает строить социализм. В апреле 63-го лидер кубинской революции Фидель Кастро по пути из Гаваны в Москву посещает Мурманск. Его самолет садится на аэродроме Высокий. Там их встречает делегация жителей Мончегорска. Спустя три года уже сам комбинат «Североникель» посещает президент Кубы Освальдо Дортикос Торрадо и министр Революционных вооруженных сил Рауль Кастро.

Светлана Мамакина, заведующая научно-технической библиотекой Кольского филиала Института «Гипроникель»: «Они приезжали в Мончегорск, потому что тогда было сотрудничество в области металлургии. Они встречались с руководством комбината, они посещали цеха».

А в ноябре 64-го был еще один знаменитый визит кубинской делегации. Опять-таки по пути из Гаваны в Москву. С металлургами «Североникеля» встречался министр промышленности Кубы Эрнесто Че Гевара. На Кубе уже добывали никель и строились заводы по его производству - и опыт мончегорских металлургов был очень важен.

Кстати, после этих визитов была достигнута договоренность и на остров свободы отправились специалисты «Североникеля» для того, чтобы обучить кубинцев металлургическим технологиям.

В 1968 году в Норильск приезжает председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Он -автор экономической реформы, которая призвана сделать советскую экономику более жизнеспособной. Косыгин интересуется и развитием никелевого производства, и условиями в которых живут северяне. И остался не совсем довольным внешним обликом Норильска.

Лидия Щипко, заведующая отделом Музея истории и развития Норильского промышленного района: «Он увидел, что это серость и сказал,  как вы вообще тут живете - это такая полулегенда, хотя действительно с начала 70-х у фасадов появился цвет. И сейчас вот эти цвета ярко-желтые кирпичные, они помогают почувствовать себя в полярную ночь не на краю света».

Работой норильских металлургов глава советского правительства остался доволен. Незадолго до этого комбинат празднует свой 30-летний юбилей и получает высокую награду - орден Ленина. Полным ходом идет строительство рудников Талнаха. Работа горняка и металлурга в Советском Союзе почетна - Родина не скупится на награды и государственные премии.

Бригада проходчиков лауреата Ленинской премии я Леонида Кулиша перевыполняет месячные задания в два раза - 190-20 метров проходки, добавим - бригадир Кулиш - один из авторов мирового рекорда проходки.

В 1966 году «Североникель», так же как и Норильский комбинат получает орден Ленина - высшую награду в Советском Союзе. За достигнутые успехи в совершенствовании технологии производства.

Через год в Мончегорске введен в строй сернокислотный цех, позволяющий получать серную кислоту из отходящих газов пирометаллургического производства. В те времена, что ни год - то новая трудовая победа. И награда государства. И вот в 65 году сразу 12 инженеров-рационализаторов стали обладателями престижнейшей в Советском Союзе премии - Ленинской. Таким образом была оценена их работа по усовершенствованию технологии производства никеля и кобальта.

Мончегорский дом техники . Во все времена он был центром научно-технической мысли, где рождались самые смелые и передовые идеи. Сначала на бумаге, в кабинетах. А затем воплощались в жизнь в горячих цехах ордена Ленина металлургического комбината «Североникель».

С первых лет своего существования это было уникальное предприятие. Первым в СССР здесь стали производить никель из сульфидных руд. В 60-е годы металлурги стали искать новые более эффективные технологии. И добивались успехов. Рацпредложения внедрялись в жизнь, производительность металлургических переделов, выпускающих никель и кобальт вырастала в несколько раз.

Анатолий Долгий, ветеран «Североникеля»: «Героев было много отчаянных ребят таких , которые не боялись ни огня, ни воды, ничего,  а наград было мало».

Анатолий Прокофьевич Долгий - ветеран «Североникеля» - 47 лет он проработал на комбинате. Он полный кавалер ордена Трудовой Славы. Он знал практически всех земляков - лауреатов Ленинской премии. Именно ему и его товарищам приходилось внедрять инженерные идеи в жизнь.

Геннадий Гаврилов, ветеран «Североникеля»: «Время уходит и что-то затирает на задний план. Но город Мончегорск - город металлургов - он значимый, и в историю, в летопись в героическую города именно их труд туда вписан».

Ленинская премия - особая награда. Она присуждалась соискателю только раз в жизни и на нее выдвигались только по-настоящему выдающиеся и важные для страны достижения. И к числу таких достижений был отнесен труд мончегорских инженеров-металлургов.

Николай Спицын, ветеран «Североникеля»: «К нашему счастью оказалось, что люди на комбинате с момента зарождения и до сегодняшних дней работают не равнодушные, с огоньком, которые на работе получаю не только заработанную плату, но еще и хотят получить от этого удовольствие».

60-е годы двадцатого века в истории медно-никелевой отрасли - особый период. И на Таймыре и на Кольском полуострове. Прежде всего, это касается успехов в геологоразведке, строительстве новых рудников и в совершенствовании технологии производства цветных металлов. В 60-е был создан мощный задел, который даст жизнь предприятиям на многие десятилетия вперед.