Мурманск
!
0 °C

История в металле. Часть 6

Семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого века принято называть годами застоя. Во главе государства стоял Леонид Брежнев – старый и больной генсек. Компартия руководила всем – и прежде всего экономикой. 
09.10.2015, 20:20
40

Семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого века принято называть годами застоя. Во главе государства стоял Леонид Брежнев – старый и больной генсек. Компартия руководила всем – и прежде всего экономикой. 

Производственные планы составлялись на пять лет вперед. Бюрократия не позволяла действовать быстро. Можно сказать, советская экономика работала в отрыве от мировой, но при этом по многим показателям Советский Союз не отставал от ведущих держав планеты. Прежде всего, в производстве цветных металлов.

Вот с такого миниатюрного сосуда начиналась разработка новой технологии, размер пробирок увеличивался и в промышленной установке, смонтированной на Норильском горно-металлургическом комбинате, она превратилась в колонны высотою с трех этажный дом.

Черно-белая хроника 70-х годов. Десятиминутные выпуски показывают в кинотеатрах перед началом фильма. Программа «Время» начинается с рассказа о производственных успехах советских шахтеров и металлургов. А их немало – в стране открываются новые рудники, вводятся в строй новые заводы, внедряются в жизнь самые современные технологии. Какой уж тут застой!

Новая технология позволила широко применить автоматику, теперь за работой механизмов следит 1 человек, один оператор находится у главного пульта управления результаты нового метода поразительны. спектральный анализ показал, что содержание химически чистого кобальта составляет 99, 99 процента.

Кайеркан

Кайеркан – городок небольшой. Жилые многоэтажки построены близко друг к дружке. Компактность объясняется просто – твердых гранитных площадок, пригодных для строительства в таймырской тундре мало.

Кайеркан был основан в 40 году прошлого века, это был один из лагерей сталинского Гулага, заключённые добывали тут уголь. Через несколько десятилетий на Таймыре нашли газ, уголь перестал быть нужным. А затем построили металлургический завод. Так шахтёрский город стал городом металлургов.

Место, где сейчас стоит металлургический завод называется «Надежда». Раньше тут располагался аэродром, но потом возникла необходимость в возведении промышленного гиганта и взлеткой пришлось пожертвовать. О былых временах сейчас напоминает самолет, ставший памятником. А сам Надеждинский металлургический - одна из главных строек СССР в 70-е – сам по себе небольшой город.

Ольга Сюстина, научный сотрудник Музея истории развития Норильского промышленного района: «Мощностей не хватало на Никелевом, тем более открыто Талнахское месторождение , нужно было перерабатывать металл, и было решено в 70-х годах построить такой вот гигант».

Инна Плужникова, заведующая отделом Музея истории развития Норильского промышленного района: «Он строился достаточно быстро, вводился в эксплуатацию, то есть в 79 году была сдана первая очередь, в 81-м вторая – гидро и пирометаллургическое производство».

Надеждинский металлургический завод - одно из ключевых предприятий «Норникеля», и, в то же время - это одна из самых современных металлургических площадок в мире, он изначально строился с учетом самых передовых технологий цветной металлургии, возводили его при участии финских специалистов из компании «Оутукумпу».

Инженеров из Финляндии было немного – менее 200 человек за все время строительства - но их присутствие само по себе было событием для заполярного Норильска.

Ольга Сюстина, научный сотрудник Музея истории развития Норильского промышленного района: «Как это иностранцы, да еще на закрытой территории! Тем более, что это закрытый город, и для норильчан это было очень любопытно. собственно говоря , говорят, что после этого стали открываться финские сауны здесь на территории».

Днём рождения «Надежды» считается 13 октября 1979 года. Первая очередь завода - гидрометаллургическое производство - можно назвать первым в цветной металлургии Советского Союза заводом «третьего поколения». Здесь нет высоких температур при переработке сырья. Все технологические цепочки происходят в водных растворах. Работники «Надежды» не без гордости говорят - под крышей плавильных цехов высотой в двадцатиэтажный дом вполне уместилось бы двенадцать футбольных полей.

Мончегорск

Конец 70-х на «Североникеле» - так же время технологического прорыва.

В 1979 году тут впервые получена была получена электролитная медь.

А в 1980 году продукции «Североникеля» была вручена международная премия «Золотой Меркурий». В 1984 году группа работников комбината за разработку и внедрение в производство новой гидрометаллургической технологии получения никеля и кобальта была удостоена премии Совета Министров СССР.

В плавильном цехе освоен новейший способ автогенной плавки.

Алексей Кривоконь, в 1970-е годы - работник комбината «Североникель»: «Ну, надо сказать, что каждый цех - это была своего рода трудовая семья, которая имела свои традиции и каждый гордился, что именно наш цех лучше всех».

Мончегорск – город металлургов. Нет такой семьи не связанной с комбинатом. Устроится на работу на «Североникель» было весьма трудно. На производство брали лучших. Но в конце 70-х начался период экспериментов, навязанных заполярным металлургам. Некоторые из них сыграли не очень хорошую роль.

Алексей Кривоконь, в 1970-е годы - работник комбината «Североникель»: «Речь шла о Щекинском эксперименте, это был почин Щекинских химиков , казалось бы вполне разумный лозунг - выполнять ту же работу меньшими силами. А зарплату соответственно делить. Оказалось все не так просто. Не мудрствуя лукаво, всех пенсионеров изъяли из производства и выкинули».

Но уже к началу 80-х годов ситуация исправилась. И улучшения во многом связаны с именем Геннадия Ермакова. Он приехал в Мончегорск из Орска в 82 году. И был назначен генеральным директором объединения «Никель». Привез с собой целую команду специалистов. Их в шутки стали называть «Мончегорцами». Однако уже вскоре все поняли, что Ермаков – опытный руководитель - показатели работы «Североникеля» резко пошли вверх.

Алексей Кривоконь, в 1970-е годы - работник комбината «Североникель»: «Он собрал пенсионеров по отдельному списку, который ему собрали и пообещал решить насущные по тем временам проблемы – квартиры, машины - и сказал: годика два, как минимум, надо поработать . Надо сказать, что результат не заставил себя долго ждать».

Вот что писал о Ермакове один из главных летописцев «Североникеля» Геннадий Лейбензон: «Директор добился реального плана по производству цветных металлов и численности персонала, дополнительных средств на капитальный ремонт и поставки дефицитных материалов. Руководил Геннадий Петрович энергично, в его действиях преобладал жесткий стиль: умел организовать работу и потребовать исполнения».

С 1985 года «Североникель» вышел на первое место по производству никеля среди аналогичных предприятий мира, увеличилось производство меди, кобальта. Закончился затяжной кризис, и «Североникель» вернул себе славу лидера цветной металлургии. В 88 году Геннадий Петрович был назначен заместителем министра цветной металлургии СССР.

Дудинка

Дудинской морской и черной порта - ворота из Сибири в Арктику. Во времена позднего или, как тогда говорили, развитого социализма Дудинка ставила рекорд за рекордом.

70-е годы прошлого века были золотым временем для Дудинского порта . Строился Надеждинский металлургический завод – это требовало завоза огромного количества стройматериалов. В конце 70-х годов Дудинка перешла круглогодичную навигацию и в то же время был побит рекорд - 7 миллионов тонн грузов.

Валерий Захарчук отработал в Дудинке уже более 50 лет. Порт Арктический, дыхание Ледовитого океана ох как чувствуется. Рассказывает, что трудится приходилось в самых экстремальных условиях.

Валерий Захарчук, ветеран Дудинского порта: «По температуре, я по-моему сам испытал 55 , а по силе ветра и до 27. Есть же ограничения - работать в 30,40,45 градусов – поэтому краны проходят специальную проверку и получают допуск для работы в экстремальных условиях».

Главный успех Дудинских докеров – это и 7 миллионный рекорд – именно столько тонн груза было выгружено за один год. И переход на круглогодичную навигацию, позволившую доставлять продукцию Норильского комбината на Большую землю в любое время года. Помощь в этом портовикам и морякам заполярья оказали атомные ледоколы, обеспечивающие проводку караванов по Енисею и во льдах Карского и Баренцева морей.

Норильск

Казбек Каргинов – легенда «Норильского комбината». За полвека работы в металлургической отрасли он прошел трудовой путь от проходчика до директора горнорудного управления.

Надо разобрать в этих делах – это самый главный вопрос .. ну почему так бесконтрольно все идет!

Карьера Каргинова была стремительной. В 32 года он уже был начальником шахтопроходческого треста. Руководил коллективом в 4 тысячи человек!

Казбек Каргинов: «Я был начальником жильного поля! Представляешь, руда до 8 метров! Как хозяйка медной горы - там такое содержание меди! И платиноидов было – с ума сойти!»

Бригада Чубинского вчера отлично сработала ночью дала проезд по Восточному – она показала образец ударного труда.

Каргинов и сегодня трудится в «Норникеле» - его главная задача – как тридцать, сорок лет назад – обеспечить безопасность на производстве, сохранить жизнь людей. Один из его главных посылов – любой план можно выполнить без нарушения техники безопасности. И случалось, Казбек Каргинов сам доказывал это личным примером.

Казбек Каргинов: «И такое бывало у меня, и в забой становился, обогнал своего мирового рекордсмена – Кулиша Николая Семеновича – мировой рекордсмен по проходке был! Вот так было дело – а я был уже управляющий трестом».

70-80 годы для Норильского промышленного района – это Надеждинский металлургический завод, обогатительная фабрика в Талнахе. Миллиардная тонна рудника «Медвежий ручей». А на руднике «Таймырский» - самый глубокий в стране шахтный ствол -1323 метра. Прежний рекорд принадлежал Донбассу. Вот такими были годы, которые сегодня называют эпохой застоя! На деле это были времена больших побед, благодаря которым и сегодня успешно работают предприятия российской цветной металлургии.