История в металле. Часть 8

<p>Лето 2000-го года. Президент Путин встречается с руководителями крупного бизнеса, владельцами мощнейших российских предприятий. Встреча важна для всех.</p>

Путин: «Я только хочу обратить внимание, что это государство вы сами и формировали через подконтрольные политические и около политические структуры, поэтому меньше всего нужно, наверное, кивать на зеркало».

Лето 2000-го года. Президент Путин встречается с руководителями крупного бизнеса, владельцами мощнейших российских предприятий. Встреча важна для всех.

Владимир Потанин, президент ГМК «Норильский никель»: «Я очень хорошо помню ту летнюю встречу в широком формате с представителями деловых кругов. У Путина не было никакой агрессии. Он был очень спокойный. Система теперь будет строиться другая, и вы должны в эту систему внести свой вклад. В чем он заключается? В том, что вы должны бизнес свой вести прозрачно, в том, что вы должны платить налоги, в том, что рабочих не надо отжимать, так сказать, до сухого состояния, а платить нормальную заработную плату достойную».

Это Талнах - рудная столица Россия. Почти километр ниже уровня моря. 2002 год, президент Путин впервые опускается на такую глубину.

Рудник «Октябрьский» - один из самых крупных в России. Тут добывается основная масса полиметаллической руды для предприятий «Норильского никеля».

Работой предприятия Президент остается доволен. Его визит сюда неслучаен. «Норникель» - мощнейший экспортер и налогоплательщик. Кроме того, от работы компании зависит жизнь целых городов на Таймыре и на Кольском полуострове.

Руда - есть она или нет, богатая на цветные металлы или бедная - во многом секрет успешности предприятия. Первое десятилетие 21 века для «Нориникеля» - это освоение новых месторождений.

На Кольском полуострове в Заполярном - огромная стройка - возводится рудник «Северный Глубокий». 1 ноября 2004 - пуск первой очереди.

Евгений Романов, в 2004 г. - генеральный директор Кольской горно-металлургической компании: «Помните - строили, строили и, наконец,построили… какие могут быть чувства? Радость и счастье!»

Глубины, на которых будет вестись добыча медно-никелевой руды - доминус 440 метров. Планы - до 6 миллионов тонн в год.

Юрий Евдокимов, в 2004 г. - губернатор Мурманской области: «Слушайте, 50 лет перспективы на горном предприятии! поищите где-нибудь еще такое в мире!»

Работа «Северного глубокого» - это работа не только горняков, но так же обогатителей Заполярного и металлургов Никеля и Мончегорска.

Никель - считается одним из важнейших стратегических металлов. Оружие, танковая броня, реактивная авиация, космические спутники корабли. Но никель - это еще и деньги. Каждый рубль - это сплав никеля и меди, нержавеющей стали и латуни.

В 2004 году Московский монетный двор приступил к выполнению весьма необычного заказа - впервые из металла, произведенного на предприятиях в Норильске и Мончегорске, были отчеканены монеты для иностранного государства.

Это индийские деньги. Московский монетный двор выиграл тендер на чеканку монет достоинством в пять рупий. На это ушло 7 тысяч тонн никеля и меди - из пропорции 25 процентов никеля и 75 - никеля.

Горно-металлургическая компания становится судоходной. Кто бы мог такое подумать раньше! Но вот в 2006 году в «Норильском никеле» было принято решение строить свой флот. Причем не обычные сухогрузы, а усиленного ледового класса.

И вскоре в Германии, в Висмаре спускается на воду первый дизель-электроход, через год - еще один.

Сергей Кудрявцев, капитан дизель-электрохода «Мончегорск»: «Таких пароходов вообще нет в мире не существует, вот «Норильский никель» и мы все.История покажет насколько мы сильнее умнее всех остальных, но в любом случае, гордость за то что наш флот российский развивается - это обнадеживает - это замечательно, это радостно!»

Дизель-электроходы дедвейтом 14,5 тысячи тонн способны преодолевать в условиях самостоятельного плавания полутораметровые арктические льды. В целом, суда «Норильского никеля» призваны обеспечить не только экономическую безопасность компании, но и позволит снизить транспортные издержки на 25-30 процентов.

День металлурга - один из главных профессиональных праздников для работников «Норильского никеля». Как правило, торжественные мероприятия проходят сначала в трудовых коллективах, затем - общее собрание с награждением передовиков производства.

Ну, а кульминацией праздника становится большой концерт. Обычно перед горняками, обогатителями, металлургам выступают звезды эстрады. В 2004 году на праздник в Никель и Заполярный была приглашена звезда 80-х Си Си Кетч.

Отдыху и спорту в «Норильском никеле» всегда уделялось большое внимание. В начале 2000-х особо. Один из самых популярных корпоративных видов спорта - мини-футбол. В сезоне 2001/2002 года команда «Норильский никель» становится чемпионом России. На предприятиях организуются турниры - это способствует сближению рабочих Заполярного филиала и Кольской ГМК.

Столица Заполярья всегда была связующим звеном между Норильском и предприятиями, расположенными на Кольском полуострове. В конце первого десятилетия 21 века тут, на берегу незамерзающего залива, создается транспортный филиал горно-металлургической компании.

Вячеслав Коноплев, директор Мурманского транспортного филиала ГМК «Норильский никель»: «Преимущество, что они могут круглогодично, без помощи ледокола работать во льдах Арктики. Это классные суда, позволившие компании выстроить схему перевозки на Дудинском направлении почти по линейному расписанию».

Всего за несколько лет мурманчане и жители Дудинки успевают привыкнуть к этим красавцам - Арктическим экспрессам. К концу десятилетия у «Норникеля» уже пять дизель-электроходов и танкер усиленного ледового класса.

Мощность дизель-электроходов - 24 тысячи лошадиных сил. Механическое сердце арктического экспресса - три двигателя, которые работают в зависимости от того, насколько сложна ледовая обстановка.

Дмитрий Шемис, старший механик дизель-электрохода «Мончегорск»: «Здесь у нас главные двигатели вращают генераторы, генераторы дают электрический ток и непосредственно под нами находится электродвигатель переменного тока высокого напряжения, на валу которого находится гребной электродвигатель».

Один из основных маршрутов Арктических экспрессов - из Мурманска через Карские ворота, в устье Енисея - и в Дудинку.

Сергей Юдков, корреспондент ТВ-21: «Дудинский морской торговый порт - один из самых северных в мире, работает круглый год, останавливается лишь на короткий период времени, когда разливается Енисей. А так - в любую погоду, в любой мороз. А они тут случаются лютые - доминус 50 градусов».

Дудинский порт - тоже часть большой компании «Норильский никель». Основная его задача - переваливать грузы, которые идут в Норильск, на предприятия Заполярного филиала и отправлять на Большую землю сырье для металлургов Кольской ГМК или готовую продукцию на экспорт в Европу.

Талнах - один из самых молодых городов России. В его окрестностях расположены несколько рудников. Город построен на сваях, сплошь пяти и девятиэтажные дома, стоящие вплотную друг к другу. Они защищают друг друга от сильных ветров. Словом, заполярное жилье возводилось с умом.

А сами шахты расположены неподалеку. На сотни квадратных километров - подземные города, где круглые сутки трудятся люди, добывая руду.

Геннадий Ерлыков, главный инженер шахты: «Рудник у нас вскрыт семи стволами , клетевой ствол, скиповой ствол, который выдает горную массу, богатую рудой».

Сергей Юдков, корреспондент ТВ-21: «Вот он, камень из-за которого глубоко в недра земли проникает человек, это богатая сульфидная руда с высоким содержанием никеля и меди, достаточно тяжелый, видно, что это металл, не простой камень».

Один их самых перспективных рудников Талнаха–«Комсомольский». Там сегодня строится уникальная шахта –«Скалистая».

Александр Рюмин, директор Заполярного филиала ГМК «Норильский никель»: «Сегодня каждый наш рудник - он уникален. На «Комсомоле» строится, миллион тонн добывает богатой руды, рудник «Скалистый». В перспективе он будет добывать до двух с половиной миллионов тонн в год.

Скалистый будет самым глубоким рудником в России - его глубина составит более двух километров!

В 2010 году Норильск вновь посетил Владимир Путин. В должности премьер-министра России, он встречался с жителями города и работниками комбината, разговор шел о социально-экономических проблемах, экологии. Но тема производства так же была затронута.

Путин посетил медный завод «Норильского никеля» - плавильный цех и главный прокатный зал. Познакомился с планами руководства горно-металлургической компании. А они, несмотря на кризис и нестабильные цены на металлы - все же позитивны.

В 2013 году «Норникель» представил новую стратегию развития, которая основана на развитии первоклассных активов и раскрытии полного потенциала ресурсной базы компании.
В январе 15 года в Норильске был пущен в строй первый пусковой комплекс Талнахской обогатительной фабрики.

Это ключевое производство в промышленной цепочке горно-металлургической компании «Норильский никель», точка, через которую проходит большая часть таймырских недр, прежде чем превратиться в металлургических цехах в огненный расплав и готовый металл. Новое оборудование и технологии позволят увеличить объем переработки с 7,5 до 10 миллионов тонн руды в год.

Владимир Потанин, генеральный директор горно-металлургической компании «Норильский никель»: «Стратегия по-прежнему смотрится весьма актуальной. И все планы производственного характера, которые мы намечали, будем реализовывать».

2015 год - год большого юбилея! «Норильскому никелю» исполнилось 80 лет! И в Норильске, и на Кольском полуострове, и в Москве прошли торжественные встречи. С подведением итогов, поздравлениями. Руководитель Администрации президента России Сергей Иванов передал коллективу компании благодарность Президента.

В документе, подписанном Владимиром Путиным, говорится: «За большой вклад в развитие металлургической промышленности и высокие показатели в производственной деятельности коллективу публичного акционерного общества ГМК «Норильский никель» объявлена благодарность».

Владимир Потанин, президент горно-металлургической компании «Норильский никель»: «Мы же в компании очень гордимся тем, что «Норильский никель» как был жемчужиной нашей отечественной промышленности, так и остаётся. Как был визитной карточкой нашей экономики, так и остаётся. А люди, которые здесь работают, как были носителями восьмидесятилетних традиций, так не только ими остаются, но и эти традиции приумножают».

80 лет назад на Таймыре началось строительство металлургического завода. Закипела жизнь в мончегорской тундре. На карте страны появились новые города, где и сегодня живут горняки и металлурги, добывают руду, обогащают ее, варят в горячих цехах никель и медь. Своим трудом пишут новейшие страницы истории в металле!

Архив новостей

X