Мурманск
"
-4 °C

Никель заполнили беженцы

Здесь их можно встретить на улицах, в магазинах и в местной гостинице. Сергей Ширяев и Павел Третьяков попробовали выяснить, почему переселенцы на пути в Норвегию застревают в посёлке и кто им помогает преодолеть границу.
30.10.2015, 20:04
29

Здесь их можно встретить на улицах, в магазинах и в местной гостинице. Сергей Ширяев и Павел Третьяков попробовали выяснить, почему переселенцы на пути в Норвегию застревают в посёлке и кто им помогает преодолеть границу.

Почти дюжина автомобилей такси, и это не аэропорт или вокзал в Мурманске. Это пункт пропуска Титовка на автодороге в Печенгу. Здесь уже несколько часов, в машинах ждут беженцы из Сирии, чтобы продолжить свой путь в Норвгеию.

Сразу за шлагбаумом начинается пограничная зона. У россиян, обычных пассажиров, проблем с проездом туда нет. А вот у переселенцев, желающих стать норвежскими гражданами, есть.

Владимир Нелипенко, таксист: «Ну я не знаю, пограничники проверяют документы у них, потом только пропускают, а что там у них, это я не знаю».

Таксисты из Мурманска и Никеля забирают беженцев из аэропорта в Мурмашах. Недёшево. Стоимость такой поездки начинается от 3 тысяч. Иногда - с человека. Но транзитные гости с Востока на это денег не жалеют. Правда, стоить отметить, что не все они едут из Сирии.

Али Абдулла, гражданин Афганистана: «Это Афганистан, очень война много, проблем много, работы нету».

«Мы устали в Афганистане от талибов, мы не можем мирно жить. Мы ищем место для хорошей жизни. Чтобы поселиться в России, у нас нет ни финансов, ни документов, их надо много. Мы надеемся, что в Норвегии нам будет лучше».

Те, у кого всё в порядке с российскими и шенгенскими визами, получают разрешение ехать дальше. Следующая остановка - приграничный посёлок Никель. И здесь начинаются самые большие сложности. Всех своих иностранных пассажиров таксисты высаживают у гостиницы на Спортивной улице. И здесь они застревают на много дней.

Чтобы только попасть к российско-норвежской границе, беженцы тратят колоссальные средства на такси, еду и на прочие, так сказать, удобства. Здесь же, в этой гостинице в Никеле они живут бесплатно, если живут в коридоре.

Но это кажущаяся благотворительность. Вот за этой дверью решаются все финансовые проблемы. Именно здесь, по словам самих беженцев, с них просят деньги, от 500 долларов, только за то, чтобы доехать из Никеля до российско-норвежской границы.

За этой дверью находится хозяин гостиницы. С журналистами на камеру он принципиально не общается. Но за кадром, от всех подобных обвинений он отказывается. Наоборот, говорит, что помогает сирийцам и афганцам.

Хотел бы выселить, только местные власти не позволят, да и куда выгонишь многодетных? В некоторых семьях по 6-7 детей. Бизнесмен составляет списки очередности проезда на заказной маршрутке, место в которой стоит, якобы, не дороже 300 рублей. И почти не берёт никаких денег. Вот только как идёт очередь, понимают не все.

Мухаммад Салим, гражданин Афганистана: «Я где-то 7 день сегодня. Приехали, у меня ребёнок и жена. И ждём в очереди, не дождёмся. Это такие в очереди, как они, я сам, всё в порядок, в очередь написали, по-русски, какой язык, и всё писали. Но им по барабану. Им кто больше заплатит, их и повезут. Вчера, который приехал человек, зашёл и утром пошёл. Милиционеры внизу есть. 15 минут до магазина и обратно. Тут походите, посмотрите, магазин какой. Цены поднялись. Тут вообще хорошо бизнес идёт».

А бизнес действительно идёт. Пересечь границу пешком нельзя по закону. Нужно быть на колёсах. И свои услуги предлагают не только водители микроавтобусов. Но и дети. Они продают иностранцам подержанные велосипеды. Хотя сами понимают, что это не очень реально.

Продавец велосипедов: «Они ещё не знают, что такое русская зима. Они думают, они доедут и без последствий. А сейчас начнётся гололёд, и…Это старые велосипеды. У кого-то в гаражах, у знакомых стоят велосипеды, договариваешься, к примеру, с дядей, с тётей. Я продам вот ваш велосипед за 3 тысячи, вот там процент дайте, вот так вот и идёт.- И за сколько вы их продаёте?
- От 5 до 8 тысяч».

Цена на велосипед зависит от его состояния. По словам юных продавцов, этот транспорт выбрасывается сразу после перехода. Если он, конечно, увенчается успехом.

«- А как относятся к этому вашему «малому бизнесу» ваши родители?».

«- Его нормально. Мои - не знают. Ну как бы мама знает. Но всё равно хоть какой-то заработок».

Попытка ли это заработка на беде беженцев и тех, кто выдаёт себя за них? Кто-то из детей продавцов и водителей называет это помощью в поиске счастливой жизни. Вот только у многих этот путь затянулся.

Около гостиницы ежедневно дежурит полиция, три раза в день их переписывают сотрудники миграционной службы. Но деньги на проезд и питание есть уже не у всех. А те, у кого со средствами ещё нет проблем, не всегда успевают.