Севморпуть мог бы стать одним из самых оживленных транзитных маршрутов в мире

<p><span style="text-align: justify;">Северный морской путь потенциально мог бы стать одним из наиболее оживленных транзитных маршрутов в мире, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 20 ноября 2015 года на совместном заседании совета по Арктике при Совфеде и членов госкомиссии по вопросам развития Арктики. Она предложила проанализировать, какие правовые нормы судоходства необходимо разработать, чтобы повысить привлекательность Северного морского пути как транзитного маршрута.</span></p>

Северный морской путь потенциально мог бы стать одним из наиболее оживленных транзитных маршрутов в мире, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 20 ноября 2015 года на совместном заседании совета по Арктике при Совфеде и членов госкомиссии по вопросам развития Арктики. Она предложила проанализировать, какие правовые нормы судоходства необходимо разработать, чтобы повысить привлекательность Северного морского пути как транзитного маршрута.

Она отметила, что, по мнению экспертов, грузопоток по этому направлению можно увеличить к 2020 году не менее чем в 15 раз.

Валентина Матвиенко назвала среди ключевых проблем Арктики - отток населения, высокая степень износа основных фондов, неразвитость инфраструктуры - особенно энергетической и транспортной. «Качество трудовых ресурсов, проблемы накопления человеческого капитала остаются основными вызовами для современной российской Арктики», - отметила председатель Совета Федерации.

Она обратила особое внимание на износ социальной инфраструктуры. Практически во всех регионах доля ветхого и аварийного жилья гораздо выше, чем в среднем по России. К списку проблем она добавила старение ледокольного и речного флота, острую нехватку малой авиации. Из 50-ти с лишним портов и портопунктов Северного морского пути, работавших к началу 90-х годов, морально и физически устарели и перестали действовать более половины, объем грузопотоков резко сократился.

По словам Валентины Матвиенко, стимулом для ускоренного развития всей Арктической зоны могла бы стать реализация обсуждаемого в последние годы проекта по созданию «Интегральной евразийской инфраструктурной системы». Речь идет о создании транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию от Атлантического до Тихого океана. «Это смелый и амбициозный проект. И будет правильно, если именно Россия возьмет на себя инициативу по его реализации», - подчеркнула

Валентина Матвиенко считает, что нынешняя ситуация в российской Арктике говорит о том, что государству необходимо менять подходы к ее развитию. «Это чрезвычайно важная и неотложная задача, учитывая то, что на международной арене развернулась настоящая схватка за обладание ресурсами Арктики». Безусловно, ключевой задачей на сегодня является дальнейшее совершенствование арктического права, уверена она.
Председатель Совфеда напомнила, что в 2015 году в Якутске и в Омске состоялись заседания президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Итогом анализа законодательства стал вывод о необходимости специального системообразующего, межотраслевого, комплексного федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», сообщает Portnews.

Валентина Матвиенко предложила сформировать из представителей правительства России, администрации президента, Совета Федерации, Госдумы, региональных органов власти, научной общественности, бизнес-сообщества и общественных организаций рабочую группу по разработке закона об Арктической зоне Российской Федерации. «Считаю целесообразным назначить двух сопредседателей – одного от Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и одного от Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, и установить конкретный срок, к которому проект федерального закона должен быть подготовлен для предварительного рассмотрения в Государственной Думе».

X