Мурманск
9
-3 °C

Посёлок Гранитный: прошлое и день сегодняшний

Посёлок Гранитный – в прошлом – военного гарнизона, в котором проживало 2,5 тысячи человек, в настоящем – заброшенного посёлка. Он появился на карте в годы Великой Отечественной войны.
25.02.2016, 12:34
3044

Посёлок Гранитный – в прошлом – военного гарнизона, в котором проживало 2,5 тысячи человек, в настоящем – заброшенного посёлка. Он появился на карте в годы Великой Отечественной войны. Удачное месторасположение позволяло хорошо спрятать гарнизон от посторонних глаз. В бухту через узкий пролив могли попасть только корабли и суда малого размера. Поэтому Гранитный сделали базой торпедных катеров, в которой базировалось соединение ракетных катеров и малых ракетных кораблей.

Евгений Цепух: «Когда-то даже не хватало людям квартир. Потом уже, когда начался распад Советского Союза, было много пустых квартир, люди уезжали».

Евгений Цепух родился в Гранитном. Здесь прошли его детство и юность.

Евгений Цепух: «В этом подъезде я жил. Здесь у меня прошло всё детство. Самое счастливое детство. Мне здесь очень нравилось и, если честно, я вспоминаю о посёлке только хорошее».

Небольшая, в прошлом – уютная угловая квартира с шикарным видом из окна. Видами можно долго любоваться и сейчас, но два десятилетия назад место радовало глаз не только природными пейзажами.

Евгений Цепух: «Вот тут вот был первый причал, или нулевой, контрольный его называли. И вот дальше, если посмотреть, там развалины – это 8-й причал. Стояло много кораблей, люди каждое утро шли на работу, в обед шли домой».

Посещать родной дом Евгений старается при любой возможности. Сейчас у него есть снегоход и зимой он может попасть в посёлок, когда пожелает. А раньше люди неделями ждали хорошей погоды, чтобы добраться до «большой земли» по морю. Из-за сильных ветров Гранитный часто оставался без электричества. Нам, школьникам, плохая погода была только на радость, вспоминает Евгений.

Евгений Цепух: «В морозы и когда был очень сильный ветер, когда отключался свет, нас отпускали с уроков, неделями мы не учились.  Люди готовили на керосиновых всяких обогревателях, и, как там эти печки называются… шмели, вот».

В 1996-м году военную базу Гранитного расформировали. Жителям посёлка вручили ключи от квартир в близлежащих гарнизонах. В 2006-м году Гранитный был официально упразднён в связи с отсутствием проживающих. По официальным данным переписи населения уже в 2002-м году здесь никто не жил. Но на самом же деле в посёлке по сей день находится две семьи. Александр Бардачёв – мичман в отставке, десять лет назад получил квартиру в Полярном. Но переезжать туда не собирается.

Александр Бардачёв, житель Гранитного: «Что в городе делать-то. Нечего делать, абсолютно. Здесь хоть свежий воздух. Если вот эти развалюхи развалить полностью, чтобы и природа была, было бы нормально».

Развалюхами стали не только дома. Даже спецхранилище, в котором когда-то находились ракеты и торпеды, теперь открыто для всех. И, как следствие, разгромлено.

Евгений Цепух: «Раньше всё это было секретно и сюда нельзя было попасть просто так. То есть до перекрёстка я доходил, а там все двери были опечатаны и опломбированы».

По рельсам военные возили ракеты, здесь, по центру, находилась поворотная площадка – снаряд разворачивали и вывозили в нужном направлении. Сам бункер строили пленные немцы и русские заключённые прямо в скале.

Михаил Быков: «Такие мощные двери на случай, если какая-то ситуация, можно было всё это забаррикадировать».

Сейчас о былых временах и подвигах напоминает только полуразрушенный памятник катерникам-североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Буквы с годами стёрлись, сейчас уже не просто прочитать фамилии и звания героев. Но одна мемориальная табличка сохранилась лучше других. Отдельного внимания удостоен юнга Саша Ковалёв. Отважный пионер за 3 месяца принял участие в 14-ти боевых походах.

Он погиб от фашисткой мины ровно за год до дня Победы. Юнгу-моториста похоронили в Гранитном. В 2010-м его перезахоронили на военном кладбище Североморска. За памятником в заброшенном гарнизоне сейчас, по мере возможностей, ухаживают только активисты. Они же приезжают с цветами, чтобы почтить память храброго юноши.




«Наше Утро»

СМОТРЕТЬ СЮЖЕТ