В Баренцевом море состоялись учения сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота.
Спасатели учились оказывать помощь экипажу аварийной подводной лодки. В операции была задействована и морская авиация. С борта спасательного судна «Георгий Титов» - Михаил Аброськин и Сергей Расюк.
Боевые корабли, подводные лодки, спасательные суда, противолодочные самолёты и вертолёты - всего более 20 единиц техники. Наблюдать за учениями командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов прибыл лично.
По легенде учения подводная лодка получила повреждения и легла на грунт на глубине примерно 50 метров. В качестве условно аварийной выступила дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ». К поиску подключились вертолёты и спасательные суда. Определили местоположение довольно быстро. На помощь экипажу было решено отправить глубоководный спасательный аппарат АС-36.
Спуститься в аппарат уже само по себе задача не простая. Места очень мало: справа и слева моё плечо буквально упирается в аппаратуру. Давайте посмотрим что есть дальше. Таким аппаратом управляет 3 человека, а спасать он может до 20-ти. Т.е. здесь может поместиться 23 человека. Сложно представить, но это факт. Аппарат АС-36 разработан российскими конструкторами, и может опускаться на глубину до 700 метров. Он пристыковывается к субмарине и принимает на борт людей. Пока идет процесс эвакуации, спасатели готовят жесткий водолазный костюм. Он предназначен для более тонких технических работ. Команда ласково называет его «Вася». Так скафандр прозвали в честь его первоиспытателя. Но в этот раз в костюме опытный водолаз Валерий Хрисанов.
Валерий Хрисанов, водолаз аварийно-спасательной партии: «Его основной смысл в том, что он может погружаться на большие глубины. Рабочая глубина погружения 365 метров. Сегодня задача стояла подвести шланги с высоким давлением к выгородке, подключить и дать воздух для аварийной подводной лодки, для их вентиляции».
Параллельно спасатели отрабатывают еще одно упражнение: спасение моряков с поверхности воды - на тот случай, если им придётся выходить из прочного корпуса через торпедный аппарат. Здесь на помощь приходит беспилотный летательный аппарат «Гранат-4». Он оснащен тепловизором, обнаружить человека на воде ему не составляет труда. Несколько минут и люди уже на борту.
Тем временем экипаж АС-36 со своим упражнением справился - с подводниками на борту благополучно поднялся на поверхность. Еще несколько минут - и показалась рубка лодки «Владикавказ».
Николай Евменов, командующий Северным флотом: «Действовали автономно, слаженно, уверенно. Результат стоял перед вами: 8 человек. В фактической ситуации это 8 спасённых человеческих жизней».
Эвакуация людей с глубины с помощью спасательного аппарата - это уникальная по сложности операция. С поставленной задачей моряки-североморцы справились на «отлично».